Чтобы понять стихотворение, нужно сначала научиться понимать значения слов, которыми пользуется поэт. У Блока несколько десятков излюбленных им слов-образов, в которые он вкладывает собственный смысл. Таковы, например, существительные: «бездна», «звезда», «вихрь», «музыка», «голос», «душа», или прилагательные: «нежный», «железный», «дикий», «одичалый». (При этом надо помнить, что Блок менялся, и и система его словесных значений тоже менялась от одного периода творчества к другому)
Он занесён – сей жезл железный – Над нашей головой и мы Летим, летим над грозной бездной Среди сгущающейся тьмы.
Это – начало стихотворения, созданного в 1914 году. Эпитет «железный» выбран Блоком не только потому, что это слово родственно составляющими его звуками слову «жезл», но и в соответствии с теми значениями, которые ему придавал сам Блок.
Ты – железною маской лицо закрывай, Поклоняясь священным гробам, Охраняя железом до времени рай, Недоступный безумным рабам.
Здесь «железное», «железо» - непроницаемое для людского взгляда, мёртвое, холодное, неодолимое. А во вступлении к поэме «Возмездие» характеристика прошлого начинается словами:
Век девятнадцатый, железный, Воистину жестокий век! Тобою в мрак ночной беззвездный Беспечный брошен человек!
Здесь эпитет «железный» восходит к словоупотреблению классиков. Так Пушкин писал:
Ты мне советуешь, Плетнёв любезный, Оставленный роман наш продолжать и строгий век, расчёта век железный, рассказами пустыми угощать…
В данном случае, «железный» - это характеристика эпохи, в которой преобладают расчёт, корысть… Определение «железный» - нечто противоположное поэзии, её бескорыстию и простодушию. И вот когда Блок произносит это слово, в нём неизменно звучат смыслы, сообщённые ему той русской поэзией, которую Блок любил. И эти смыслы обнаруживаются даже там, где их казалось бы, не может и не должно быть.
В стихотворении «На железной дороге» говорится о женщине. Покончившей собой под колёсами поезда, - здесь прилагательное «железная» как-будто лишено всяких дополни-тельных оттенков, ведь сочетание железная дорога в сущности одно, слово обозначающее особый вид транспорта. Например, почти так у Некрасова в стихотворении «Железная дорога», не смотря на то, что Не красов в тексте то и дело заменяет прилагательное другим: «Быстро лечу я по рельсам чугунным…», «то обгоняют дорогу чугуную…» или переставляет слова в этои привычном состоянии: «Вынес достаточно русский, / Вынес и эту дорогу железную…» У Блока иначе: в его стихотворении «На железной дороге» определение обогащено дополнительными смыслами; достаточно привести строфу:
Так мчалась юность бесполезная, В пустых мечтах изнемогая… Тоска дорожная, железная Свистела, сердце разрывая…
«Железная тоска» - это словосочетание бросает отчвет и на другое, на сочетание «железная дорога», тем более что рядом поставлены два определения, устремлённые друг к другу; «Тоска дорожная, железная», как бы и образующие одно слово «железнодорожная» и в то же время отталкивающиеся от этого слова – оно обладает совсем иным значением. «Железная тоска» - это отчаянье, вызванное мёртвым, механическим миром современной – «железной» - цивилизации.
По сути дела дела, для каждого поэта следовало бы составить особый словарь – ведь художник, создающий собственный поэтический мир, непременно создаёт и собственное осмысление слов, которое до конца понятно лишь в большом контексте.
|