Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 12.12.2024, 05:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Уроки мастерства Авторы Фотоальбом Форум Библиотека Полезные статьи Гостевая книга FAQ
Уроки мастерства
Уроки от Сергея Берсенева
Уроки словесности
Юмористические уроки
Русская литература
Учебники
Словарь литературных терминов
Критика и анализ текста
СЛУШАЕМ, ЧИТАЕМ...
Песни на стихи авторов

Новые произведения

Наши комментарии

Популярное чтиво

Телевидение оn-line

Радио оn-line

Гороскоп
Наш опрос
Какой человек может назвать себя «креативным»?
Всего ответов: 44
Главная » 2008 » Февраль » 14 » Р
Р
22:11

РАЁШНЫЙ СТИХ (РАЁК) - форма русского народного стиха (см.): стих со свободным количеством слогов и расположением ударений, ритм которого основан на смежной рифмовке, например:

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет сам не зная куда.

(А.С. Пушкин "Сказка о попе и о работнике его Балде").

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ - структурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из завязки. По ходу Р. д. конфликт обостряется, а противоречия между действующими лицами углубляются и обостряются.

РАЗВЯЗКА - структурный элемент сюжета: заключительный эпизод в развитии действия, где описывается разрешение конфликта художественного произведения, дается указание на возможные пути его решения или обнаруживается его принципиальная неразрешимость.

РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ - разновидность общенационального языка: стиль речи, обслуживающий сферу бытового общения.

РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ - заданная форма строения стихотворной строки, выдержанная в стихотворном тексте или его фрагменте. Р. с. в силлабической системе стихосложения определяется количеством слогов (8-сложный стих, 11-сложный стих) ), в тонической - числом ударений (3-х ударный стих), в метрической и силлабо-тонической - метром (см.) и числом стоп (4-стопный ямб, 3-стопный дактиль). В школьной практике понятия метр и Р. с. употребляются как синонимы. См. также АМФИБРАХИЙ, АНАПЕСТ, ДАКТИЛЬ, ХОРЕЙ, ЯМБ

РАПСОД - (от греч. rhapsodos, от rhapto - шью и ode - песнь, или от rhabdos - трость и ode - песнь ) - чтец-декламатор в Древней Греции В отличие от аэда (см.) не прибегал к импровизации, а исполнял эпические произведения, созданные предшественниками. Выступая на поэтических состязаниях, держал в руке не лиру, а лавровую трость (символ права выступать на собрании). Р.способствовали распространению гомеровских поэм.

РАССКАЗ - малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц в Р.ограничен, описываемое действие непродолжительно по времени. Иногда в произведении этого жанра может присутствовать рассказчик (см.). Мастерами рассказа были А.П. Чехов, В.В. Набоков, А.П. Платонов, К.Г. Паустовский, О.П. Казаков, В.М. Шукшин.

РАССКАЗЧИК - См. ОБРАЗ РАССКАЗЧИКА

РЕАЛИЗМ - (от лат. realis - вещественный) - художественный метод в литературе и искусстве, следуя которому, писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью; правдивое воспроизведение "типических характеров в типических обстоятельствах" (Ф. Энгельс). Р. - "направление в искусстве, которое наиболее близко изображает реальность" (В.П. Руднев). В центре внимания Р. находятся не просто факты, события, люди и вещи, а те закономерности, которые действуют в жизни, взаимоотношения человека и среды, героя и времени, в котором он живет. При этом писатель не отрывается от реальности, с наибольшей точностью отбирает присущие жизни черты и тем самым обогащает читателя знанием жизни. Отбор явлений жизни, их оценка, умение представить их как важные, характерные, типические — все это связано с точкой зрения художника на жизнь, а это зависит от его мировоззрения, от умения уловить движение эпохи. В основе реалистического метода лежат историзм мышления (видение исторической перспективы, взаимодействие прошлого, настоящего и будущего), социальный анализ (изображение явлений в их конкретной социальной обусловленности), социальная типизация. В XIX в. складывается новый тип реализма — критический Р.. На западе его расцвет связан с именами Стендаля и О. де Бальзака во Франции, Ч. Диккенса и У. Теккерея в Англии, в России - с именами А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. К. р. по-новому изображает отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается прежде всего в связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого анализа становится и внутренний мир человека - К. р. одновременно осмысляется как психологический (См. ПСИХОЛОГИЗМ). В России XIX век становится периодом интенсивного развития Р.. Во II-ой половине XIX века художественные достижения реализма выводят русскую литературу на международную арену, завоевывают ей мировое признание. Особое место в истории русского Р. принадлежит Л.Н. Толстому и Ф.М. Достоевскому. Именно благодаря им русский реалистический роман приобрел мировое значение. В ХХ в. реалистическую традицию продолжили И.А. Бунин, А.И. Куприн, В.В. Вересаев и др.

РЕДАКЦИЯ - (от франц. redaction < лат. redactus - приведенный в порядок) - текст литературного произведения, возникший в процессе переработки произведения самим автором или другим лицом. Различные Р. текста появляются в результате работы автора над содержанием произведения (например, черновые Р. первого тома "Мертвых душ" Н.В. Гоголя, не опубликованные автором; две вышедшие в разные годы (1913-14 и 1922) Р. романа А. Белого "Петербург"), стилем (лицейская лирика А.С. Пушкина, отредактированная поэтом в 1825 году). Р. может быть результатом доработки или переработки уже опубликованного произведения, но всегда содержит завершенный текст, то есть предполагает законченность авторской правки на определенном этапе работы над произведением. Возможно также наличие нескольких авторских Р. - публикаций, осуществленных при жизни писателя и с его ведома ("Тарас Бульба" Н.В. Гоголя существует в двух Р.). Ранние Р. публикуются в собраниях сочинений в самостоятельном разделе. (Ср. ВАРИАНТ в 1 знач.).

РЕЗОНЁР - (от франц. raisonner - рассуждать) - персонаж драматургического или эпического произведения, не принимающий участия в развитии действия, но произносящий речи, отражающие взгляды автора, его мнение о событиях, персонажах, эпохе. Популярен в просветительской литературе (романы Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро) и драматургии классицизма. Типичными Р. являются Клеант в "Тартюфе" Ж.-Б. Мольера и Стародум в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль". Склонность к резонерству обнаруживается в Чацком ("Горе от ума" А.С. Грибоедова) и Кулигине ("Гроза" А.Н. Островского). В настоящее время термин Р. обычно употребляется для характеристики художественно неубедительных, слишком прямолинейно морализаторствующих персонажей.

РЕМАРКА - (от франц. remargue - замечание, примечание, пояснение) - дающееся, как правило, в скобках пояснение автора к тексту пьесы. В Р., предпосланных тексту в целом, акту, явлению, эпизоду или реплике, сообщается о месте и времени действия, обстановке, прошлом героев, их психологическом состоянии, темпе речи, жестах, интонации и т. п. Часто Р. открывает авторскую оценку происходящего (например, в пьесе М. Горького "На дне": "Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые, каменные своды..."). Для многих пьес ХХ в. характерна так называемая развернутая (тяготеющая к повествованию) Р.

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ - (от позднелат. reminiscentia - воспоминание) - неявная отсылка к другому тексту, наводящая на воспоминание о нем и рассчитанная на ассоциации читателей; воспроизведение автором в художественном тексте отдельных элементов своего более раннего (автореминисценция) или чужого произведения при помощи цитат (часто скрытых) , заимствования образов, ритмико-синтаксических ходов и т. д. Известны многочисленные Р. из Байрона в поэзии М.Ю. Лермонтова или ранней романтической лирике А.С. Пушкина, например:

Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей...

(А.С. Пушкин "Погасло дневное светило...")

Наперекор грозе и мгле
В дорогу, рулевой!
Веди корабль к любой земле,
Но только не к родной...


(Дж. Байрон "Паломничество Чайльд-Гарольда"). Или: "Я пережил и многое и многих" (П. А. Вяземский) - "Я изменял и многому и многим" (В. Я. Брюсов). (Ср. АЛЛЮЗИЯ, ЦИТАТА).

РЕПЛИКА - (от лат. repligue - возражение) - фраза, которую произносит персонаж драмы в ответ на высказывание другого действующего лица. Из обмена Р. образуется диалог в драматургическом произведении. В драматургии используется также Р. ? parte (в сторону) - условный сценический прием, заключающийся в том, что персонаж говорит как бы "про себя" или обращает свое высказывание непосредственно к зрителям, а не к партнерам по сцене.

РЕТАРДАЦИЯ - (от лат. retardatio - замедление, запаздывание, задержка) - композиционный прием: замедление развития сюжетного действия посредством включения в текст внесюжетных элементов: описаний природы и интерьера, лирических отступлений, философских размышлений, повторов, однородных эпизодов, вставных рассказов и т. п. (например, в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина финал III и начало IV главы ).

РЕТРОСПЕКЦИЯ - (от лат. retro - обратно, назад и spectare - смотреть, созерцать) - художественный прием; обзор событий прошлого, обращение к прошлому персонажей (например, 11, финальная, глава "Мертвых душ" Н.В. Гоголя содержит рассказ о прошлом главного героя поэмы Чичикова).

РЕФРЕН - ( франц. refrain - припев) - стих (см.), повторяющийся в каждой строфе (куплете песни), как правило, буквально или с незначительными изменениями. Обычно стоит в конце строфы, но может находиться в начале или середине и содержать не один, а несколько стихов. Примером использования Р.может служить стихотворение А.С. Пушкина "Храни меня, мой талисман...". Р. восходит к припеву (см.).

РЕЦЕНЗИЯ - (от лат. recensio - обследование, рассмотрение) - 1. Жанр критики: газетный или журнальный отклик на художественное произведение с целью его анализа и оценки. 2. В современной школе - жанр ученического сочинения.Р. обычно включает: а) минимальную информацию о содержании произведения; б) явное или "подводное" соотнесение произведения с другими, сходными по тематике и проблематике; в)характеристику произведения с точки зрения проблематики, места в творчестве автора; г) оценку произведения рецензентом. Р. - жанр, носящий обязательный оттенок публицистичности и в силу этого требующий включения некоторых приемов "оживления" текста (см.стилистические фигуры, тропы). Кроме того, Р., как правило, предполагает выбор в качестве материала для анализа "свежих публикаций". Если же "предполагаемые обстоятельства" не допускают свободы выбора текста, то возможен иной путь: заострить полемический аспект рецензии, столкнув разные суждения критиков и предложив свой вариант прочтения произведения.

РИМЕЙК (РЕМЕЙК) - (англ. remake - переделывание, переделка) - 1. Обновленная версия старого фильма, песни, а также литературное произведение, в основу которого положен хорошо известный текст. Р. распространены в западном искусстве, где сюжеты мировой литературы и кино прошлых лет переделываются на современный лад. Р. не цитирует и не пародирует источник, а наполняет его новым, актуальным содержанием, однако "с оглядкой" на образец. Р.может повторять сюжетные ходы оригинала, типы характеров, но изображает их в новых исторических, социально-политических условиях. Примерами Р. в современной литературе является, например, повесть В. Чайковской "Новое под солнцем" (Р. романа И.С. Тургенева "Отцы и дети").

РИТМ - (от. греч. rhythmos - соразмерность) -1. Периодическое повторение в стихотворной речи однородных звуковых, интонационных, синтаксических элементов; упорядоченность ее звукового строя. "С понятием "поэтический Р." связаны все регулярные композиционно значимые повторы словесно-звукового материала. По классификации Е.Г. Эткинда, к числу таковых относятся повторы:

1) тождественных или аналогичных слоговых групп (тонический Р.);

2) стиховых строк равной длительности (силлабический);

3) синтаксических конструкций в пределах одной или нескольких соотносимых стиховых строк (синтаксический);

4) звуков в конце строк (рифма);

5) звуков на равных композиционных местах внутри строк (внутренняя рифма);

6) чередование рифмующих окончаний по положению ударного слога от конца - мужское и женское, мужское и дактилическое, женское и дактилическое и т.д. (каталектика);

7) пауз в конце стиховых строк;

8) пауз словоразделов на равных композиционных местах внутри стиховых строк (цезура);

9) соотношений между синтаксическим строем предложения и метрической (см. МЕТР) основой стиха (интонационный Р.);

10) тождественных или аналогичных стиховых групп (строфический Р.).

2. В широком смысле - повторение через определенные промежутки каких-либо элементов текста, например, чередование монологов героев и партий хора в античной трагедии, "военных" и "мирных" сцен в романе Л.Н. Толстого "Войне и мир" и т. п.

РИТМИКА - (от греч. rhythmicos - равномерный, размеренный) - 1. Ритмический строй стихотворного произведения или группы произведений того или иного поэта (периода, поэзии на данном языке и т. д.). 2. Раздел стиховедения, изучающий ритм (см.).

РИТОРИКА - (от греч. rhetor - оратор) - наука о красноречии, ораторском искусстве.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - (от греч. rhetor - оратор) - стилистическая фигура: вопросительное предложение, содержащее утверждение (или отрицание), оформленное в виде вопроса, не требующего ответа:

Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?…

М.Ю. Лермонтов

Р. в. ставится не с целью получить ответ, а для того чтобы привлечь внимание читателя (слушателя) к тому или иному явлению. Р.в. используется в поэтической и ораторской речи, в публицистических и научных текстах, в художественной прозе, а также в разговорной речи.

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ - (от греч. rhetor - оратор) - стилистическая фигура: восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания: "Тройка! Птица-тройка!" (Н.В. Гоголь).
Р. в. может сопутствовать гиперболизация, например: "Пышный! Ему нет равной реки в мире!" (о Днепре) (Н.В. Гоголь).

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ - (от греч. rhetor - оратор) - стилистическая фигура: подчеркнутое, однако имеющее условный характер обращение к кому-л.(чему-л.). По форме будучи обращением, Р. о. служит не столько для называния адресата речи, сколько для того чтобы выразить отношение к тому или иному предмету или явлению: дать ему эмоциональную оценку, придать речи необходимую автору интонацию (торжественность, сердечность, иронию и т. д.).

Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! я предан вам душой.

А.С. Пушкин

РИФМА - (от греч. rhythmos - соразмерность) - одинаковое или сходное звучание концов двух или более стихотворных строк, отмечающее их границы и связывающее их между собой (например, в отрывке из стихотворения В.В. Маяковского: "Поэзия - // та же добыча радия. // В грамм добыча, // в год труды. // Изводишь // единого слова ради // Тысячи тонн // словесной руды" - это конечные созвучия стихов: труды - руды, радия - ради). По месту ударения различаются Р. мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая (см. КЛАУЗУЛА). Р. может быть простая: рифмуются между собой два слова (радость - младость) и составная: одно слово рифмуется с двумя (в вой ему - по-своему, где вы - девы). По точности созвучия Р. бывает точная (белый - смелый, Евгений - гений), приблизительная (белый - мелом; ветер - светел), неточная (я - меня, пламя - память, неведомо - следом). По наличию опорных звуков (согласных, стоящих перед ударным гласным) выделяется Р. богатая: полное совпадение звуков, предшествующих ударному гласному (ограда - винограда; труды - руды) и бедная: созвучия ударных гласных при отсутствии совпадения предшествующих им согласных звуков (ветер - метил). Богатые Р. всегда оценивались как особо звучные. Выделяют также омонимические (составленные из омонимов) Р. ("...Башня Кремля ...// С галкой, устало прикрывшей веко, // Являла пейзаж Х века..." (И. Сельвинский)); тавтологические - повтор слова в конце стихов ("А что же делает супруга // Одна в отсутствии супруга?" (А.С. Пушкин)); каламбурные - составные Р., построенные на игре слов, звуковом сходстве с целью достижения комического эффекта ("Область рифм - моя стихия, // И легко пишу стихи я" (Д.Д. Минаев)). По взаимному расположению рифмующихся строк Р. бывает смежная (или парная - схема рифмовки аабб), перекрестная (схема рифмовки абаб), опоясывающая (или охватная, или кольцевая - схема рифмовки абба).

РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ - исторически сложившийся способ воспроизведения действительности в художественном произведении, которое может либо более или менее объективно отображать окружающий мир, либо выражать состояние говорящего, либо воспроизводить сам процесс общения. Литература в соответствии с этими тремя способами изображения действительности и человеческой личности делится на три рода: ЭПОС, ЛИРИКА, ДРАМА (см.). Р. л. всегда проявляется через вид (см. ЖАНР). В пределах каждого рода выделяется множество разных видов (жанров): эпопея, былина, сказка, роман, повесть, поэма, рассказ, очерк, басня, анекдот и т. д. - в эпосе; стихотворение, романс, послание, элегия и т. д. - в лирике; трагедия, комедия, драма и т. д. - в драматическом роде. Существуют также межродовые формы (лиро-эпическая и лиро-драматическая), которые не являются особымиР. л. , а сочетают в себе особенности изображения, присущие лирике и эпосу (в лиро-эпике), лирике и драме (в лиро-драме).

РОЛЕВАЯ ЛИРИКА - См. ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

РОМАН - (от франц. roman - первоначально: произведение, написанное на одном из романских (т. е. современных, живых) языков, в противоположность написанному на латыни) - жанр эпоса: большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни. Характерные свойства Р.: многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц; наличие системы равнозначных персонажей; охват большого круга жизненных явлений, постановка общественно значимых проблем; значительная временная протяженность действия. Условно типологию Р. можно представить следующим образом: по темам различаются автобиографический, документальный, политический, социальный; философский, интеллектуальный; эротический, женский, семейно-бытовой; исторический; авантюрный, фантастический; сатирический; сентиментальный и др. Р. По структурным признакам: Р. в стихах, Р.-путешествие, Р.-памфлет, Р.-притча, Р.-фельетон и др. Нередко определение соотносит Р. с эпохой, в которую господствовал тот или иной тип Р.: античный, рыцарский, просветительский, викторианский, готический, модернистский и т. д. Кроме того, выделяется Р.-эпопея - произведение, в центре художественного внимания которого находится судьба народа, а не отдельного человека (Л.Н. Толстой "Война и мир", М.А. Шолохов "Тихий Дон"). Особый тип Р. - полифонический (cм. ПОЛИФОНИЯ).

РОМАН В СТИХАХ - лиро-эпический жанр. Сохраняя все признаки романа (см.), отличается стихотворной формой, которая неразрывно связана с содержанием: Р. в с. так же как и роман, имеет развитый сюжет, систему персонажей, обращен к сложным проблемам взаимоотношений людей, человека и общества, но помимо эпических средств изображения действительности (движение сюжета, развитие характеров и т. п.) использует лирические (стихотворная форма, образ лирического героя, "замещающего" повествователя, лирические отступления, прямое, открытое выражение чувств и переживаний, отношения автора к героям, особая эмоциональность). Примерами Р. в с. являются "Евгений Онегин" А.С. Пушкина, "Дон Жуан" Дж. Байрона, "Спекторский" Б. Пастернака и др.

РОМАНС - (франц. romance < roman - романский, на романском языке) - ннебольшое стихотворное произведение, предназначенное для сольного пения с аккомпанементом. Для стихотворного текста, положенного в основу Р. , характерны напевность, мелодичность, как правило, простой синтаксис. Многие стихотворения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого и др., положенные на музыку, стали известными Р. , например романс "Я помню чудное мгновенье.." М.И. Глинки, написанный на стихи А.С. Пушкина.

РОМАНСЕРО - (исп. romancero ) - собрание испанских народных романсов - как отдельных циклов (Романсеро о Сиде), так и полное их собрание ("Всеобщий романсеро"). Р. - высшее выражение испанской народной культуры конца средневековья и раннего Возрождения, образное народное резюме героической истории Реконкисты, один из источников драматургии так называемого золотого века (связанного с Л. Ф. де Вега Карпьо и его школой) и романтизма. По аналогии со старинным Р. появлялись и собрания более поздних романсов (например, "Всеобщий романсеро гражданской войны"), собрания романсов одного автора (романсеро Л. де Гонгора-и-Арготе). В Латинской Америке, Каталонии и Португалии возникли свои Р.

РОМАНТИЗМ - (нем. Romantik, фр. romantisme, англ. romanticism) творческий метод в литературе и искусстве, сложившийся в конце XVIII - начале XIX в. и получивший широкое распространение как направление (течение) в искусстве и литературе большинства стран Европы. В основе романтического метода лежат общие принципы: субъективная позиция писателя по отношению к изображаемому; стремление не столько к воссозданию, сколько к пересозданию действительности, что обуславливает использование в произведениях Р. фантастики, гротеска, символики, условности и т. п.; выдвижение в качестве героя исключительной личности, одинокой, неудовлетворенной действительностью, мятежной, бунтующей против миропорядка, наделенной стремлением к абсолютной свободе, к недостижимому идеалу, в сочетании с пониманием несовершенства окружающего мира; провозглашение ценности человеческой личности, человеческой индивидуальности. Р. свойствен не только отказ от реального мира, от обыденности, но и интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному (действие поэм Дж. Байрона и А.С. Пушкина разворачивается в южных странах и в странах Востока, баллад В.А. Жуковского - в фантастическом, вымышленном мире, часто поэты-романтики переносят действие своих произведений в прошлое). Ведущая черта Р. - трагическое двоемирие, переживание разлада с действительностью: романтический герой осознает несовершенство мира и людей и в то же время мечтает быть понятым и принятым ими. Время распространения - конец XVIII — первая половина XIX в. (Дж. Байрон, П.Б. Шелли, В. Гюго, Э. Т. А. Гофман); время расцвета в России - 10 - 30-е гг. XIX в. (баллады В.А. Жуковского, лирика и поэмы А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А. А. Бестужева, К.Ф.Рылеева и др.)


Категория: Словарь литературных терминов | Просмотров: 909 | Добавил: oblaka
Форма входа
Сообщения форума
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Все опубликованные на сайте материалы защищены Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах". Ничто из опубликованных на сайте материалов, ни в какой форме не может быть использовано без письменного разрешения автора. Copyright © Литературно-художественный портал «Облака Вдохновения», 2007-2008 гг. Используются технологии uCoz
О нас | Правовая информация | Реклама на сайте | Обратная связь