САРКАЗМ - (от греч. sarkasmos (буквально "рву мясо") - издевательство) - вид комического: злая, язвительная насмешка, издевка, содержащая уничтожающую оценку лица, предмета или явления, высшая степень проявления иронии (см.). Сущность иронии заключается в иносказании, тонком намеке, для С. же характерна крайняя степень эмоциональной открытости, пафос (см.) отрицания, переходящий в негодование: "Ты умрешь, окружен попечением // Дорогой и любимой семьи // (Ждущей смерти твоей с нетерпением)... " (Н.А. Некрасов). С., как правило, диктуется гневом, который вызван определенным негативным явлением, и позволяет обнажить контраст между подтекстом (см.) и внешним смыслом (например, в названии сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина "Премудрый пискарь"). С. - одно из важнейших художественных средств сатиры (см.)
САТИРА - (от лат. satura - смесь, мешанина, всякая всячина) - Вид комического (см.): способ проявления комического в искусстве, заключающийся в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. С. - наиболее острая форма обличения действительности. Если юмор (см.) - осмеяние "частного", то С., как правило, - осмеяние "общего", обличение социально-нравственных пороков и недостатков (например, "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта). Сатирическое начало может присутствовать в произведениях любых жанров: комедиях, фарсах, литературной и народной песенной лирике, рассказах, повестях, романах, анекдотах, пословицах и т. д. 2. Лиро-эпический жанр: поэтическое произведение, в котором резко, язвительно обличаются явления действительности (например, сатиры А.Д. Кантемира "На хулящих учение", "К уму своему", сатирические гимны В.В. Маяковского).
СВОБОДНЫЙ СТИХ - См. ВЕРЛИБР
СЕКСТИНА - (позднелат. sextina < sextus - шестой) разновидность строфы (см.): строфа из шести стихотворных строк (стихов) с преобладающими схемами рифмовки: абабаа, аббабб, абабаб.
Как царство белого снега, Моя душа холодна. Какая странная нега В мире холодного сна! Как царство белого снега, Моя душа холодна. В.Я. Брюсов
СЕМИСТИШИЕ - См. СЕПТИМА
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ - (от фр. sentiment — чувство, чувствительность) — литературное направление второй половины XVIII в. - нач. XIX в., в отличие от классицизма (см.) признающее основой человеческой природы не разум, а чувство. Возник как реакция на жесткие рамки классицизма. Важнейшее свойство С. - стремление исследовать человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, переживаниях. Уходя от прямолинейности, свойственной классицизму, С. обращается к изображению частной человеческой жизни. Главными темами С. становятся любовь, дружба, страдание, противоречия внутренней жизни и т. п. Герой произведений С. - простой человек, представитель низших сословий, наделенный врожденной нравственной чистотой, неиспорченностью, богатым духовным миром. Писатели-сентименталисты пропагандировали ценность естественного чувства, органичную связь человека и природы, идеализировали патриархальный быт. Основные жанры С. - сентиментальный роман, повесть, дневник, путешествие, письмо, элегия, послание. Родоначальником С. считается английский писатель Дж. Томпсон ("Времена года", 1730); крупнейшими представителями в европейской литературе - Л. Стерн ("Сентиментальное путешествие по Франции и Италии"), Ж.-Ж. Руссо ("Юлия, или Новая Элоиза"), С. Ричардсон ("Ппамела, или Вознагражденная добродетель", "Кларисса, или История молодой леди"), И.-В. Гете ("Страдания юного Вертера") и др.; в русской литературе второй половины XVIII в. - М.Н. Муравьев, Н.М. Карамзин, В.В. Капнист, Н.А. Львов, А.Н. Радищев, ранний В.А. Жуковский. Своеобразной визитной карточкой и художественным манифестом русского С. стала повесть Н.М. Карамзина "Бедная Лиза". Для русского С. характерен ярко выраженный просветительский характер: присутствие сильной дидактической установки, активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм. Роль С. в литературном процессе заключается в утверждении ценности отдельной человеческой личности, демократизации искусства, сближении литературного языка с разговорным. В целом С. с его субъективным подходом к окружающему миру и человеку подготовил появление романтизма (см.).
СЕПТИМА - ( от лат. septem - семь) - разновидность строфы (см.): строфа из семи стихотворных строк (стихов):
Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! М.Ю. Лермонтов
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК - устойчивое сочетание (определение С. в. принадлежит Н. Оцупу), получившее в литературоведении терминологическое значение и обозначающее (по аналогии с "золотым веком" русской литературы - XIX в.) самобытный и исключительно продуктивный период развития русской культуры (прежде всего русского модернизма) конца XIX в. - первой четверти ХХ в., так называемый "русский культурный ренессанс" (Н. Бердяев). Это время характеризуется "двумя противоположными чертами - это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа... Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний" (Д.С. Мережковский). На зарождение культуры С. в. повлияли несколько факторов: развитие науки и капиталистических отношений; философские искания конца XIX в. - начала ХХ в. (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.); западно-европейский символизм (творчество А. Рембо, П. Верлена, Ш. Бодлера и др.); почвой для зарождения модернистских течений С. в. считают также поэзию восьмидесятников (С. Надсона, К. Случевского, А. Апухтина и др.). Под знаком С. в.объединяют представителей модернистских течений (символизма, акмеизма и др.), революционной поэзии (футуризма и др.) и относительно независимых авторов (М. Цветаева, В. Ходасевич и др.). Несмотря на пестроту художественно-эстетических и мировоззренческих программ, всем им был свойствен отказ от традиционных взглядов на искусство, активный творческий поиск нового содержания и форм его отражения, обогащение системы изобразительно-выразительных средств, признание несовершенства современной действительности и стремление ее изменить. Параллельно с модернистскими течениями в эпоху С. в. продолжал развиваться и обновляться реализм. См. также: МОДЕРНИЗМ, ДЕКАДАНС, СИМВОЛИЗМ, АКМЕИЗМ, ФУТУРИЗМ, РЕАЛИЗМ.
СЕТЕВАЯ ЛИТЕРАТУРА (СЕТЕРАТУРА) - вид творчества, конечный продукт которого (художественное произведение) размещается в компьютерной сети, может неоднократно редактироваться и быть доступным многим потребителям (читателям) одновременно. Обычная литература, перенесенная в сеть, не является С. л. Выделяют три основных свойства, отличающих С. в.: гипертекстовость (см. ГИПЕРТЕКСТ), возможность коллективного творчества, динамичность переработки текста.
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - (от греч. syllabe - слог) - стихосложение, основанное на одинаковом количестве слогов в каждой стихотворной строке (равносложии): длина стиха (см.) определяется количеством слогов. Как правило, в середине строки из 8-ми и более слогов присутствует цезура (см.) - внутристиховая пауза, делящая строку на полустишия. С. в. характерно для поэзии тех народов, в языках которых ударение закреплено за определенными слогами (во французском - за последним слогом, в польском - за предпоследним, в чешском - за первым и т. д.). Ударения в таких языках не играют существенной ритмообразующей роли: ритм создается повторением одинакового количества слогов в стихотворной строке. Для языков, в которых, как в русском, ударения падают на различные по месту слоги (так называемое подвижное ударение), С. с. оказалось непродуктивным, однако повлияло на развитие русской поэзии: из С. с. в силлабо-тоническую (см.) пришли женская рифма (единственно возможная в С. с.); смежная рифмовка. Ср. два отрывка из переводов одного и того же стихотворения древнегреческого поэта Анакреона: первый сделан А.Д. Кантемиром в С. с., второй М.В. Ломоносовым уже в силлабо-тонической системе стихосложения.
Любовь, пришед к моим дверям, Громко стал у них стучаться. "Кто стучит там, - закричал я, - И сну моему мешает?" А.Д. Кантемир
Внезапно постучался У двери Купидон, Приятный перервался В начале самом сон. М.В. Ломоносов
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - (от греч. syllabe - слог и tonos - ударение) - стихосложение, основанное на правильном чередовании ударных и безударных слогов (см. СИЛЬНОЕ МЕСТО и СЛАБОЕ МЕСТО). Последовательность групп ударных и безударных слогов (стоп) в строке и создает стихотворный размер. В зависимости от системы чередования сильных и слабых мест различаются двусложные (см. ХОРЕЙ, ЯМБ) и трехсложные (см. ДАКТИЛЬ, АМФИБРАХИЙ, АНАПЕСТ) размеры. Разработали теорию С.-т. с. и ввели его в практику В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Учитывая опыт метрической (см.) и силлабической (см.) систем, анализируя принципы строения русского народного стиха (соизмеримость соотносимых строк по количеству и расположению ударных слогов), Тредиаковский ввел понятие стопы (см.) как элементарной ритмической единицы. Более крупными ритмическими единицами в С.-т. с. являются соотносимые между собой стихотворные строки (стихи). Соизмеримость их друг с другом определяется повторяющимися в них сочетаниями сильных и слабых мест. Единицами измерения этих повторяющихся сочетаний и выступают стопы (см.). Теоретически количество стоп в стихотворной строке может быть любым - от одной и больше, на практике же протяженность строки в двусложных размерах от двух до шести стоп, а в трехсложных - от двух до четырех. Однако очевидно, что в русском языке очень много длинных слов, и в полноударной стихотворной строке они не поместятся. Поэтому расстановка ударений в С.-т. с. строго не соблюдается: в стихе могут возникать два безударных слога подряд - они образуют группу из безударных слогов, которую называют пиррихием (см.). И наоборот, слова могут сочетаться таким образом, что возникают два подряд ударных слога - спондей (см.).
СИЛЬНОЕ МЕСТО - в стихосложении та предсказуемая слоговая позиция, на которую приходится ударение слова любой длины, то есть ударный с метрической точки зрения слог. Чередование сильных и слабых мест образует метр (см.).
СИМВОЛ - (от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - универсальная эстетическая категория, особый художественный образ-знак. В отличие от знака-символа, содержащего недвусмысленное, практическое значение (например, в математике), метафоры (см) и аллегории (см.), С. имеет не одно или несколько, а неисчерпаемое множество значений и обладает необыкновенной смысловой емкостью. С. известен с древнейших времен (древние мифологические образы-С. у разных народов, архетипы (см.), христианские С., например, Ад, Чистилище и Рай и т. п.). С. не рассчитан на постижение разумом или сознанием, а стремится вызвать ассоциации, эмоционально воздействовать на воспринимающего (читающего, слушающего, смотрящего и т. п.), "внушить" определенное впечатление, настроение, состояние и тем самым заставить увидеть в предмете или явлении их глубинную, скрытую сущность. Художественная задача С. - влияя на чувства, воображение, эмоции, пробудить готовность воспринять идеальные (нематериальные) понятия, а не объяснить их логически; дать некий намёк, указание на существование у изображаемого сокровенного смысла и стать "проводником" к нему (Вяч. Иванов). "Категория С. указывает на выход образа за собственные пределы, на присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного" (С.С. Аверинцев).
СИМВОЛИЗМ - (фр. symbollisme < от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - явление художественной культуры последней трети XIX - нач. ХХ вв., противопоставившее себя реализму (в частности, натурализму (см.)) и сделавшее основой своей художественной системы философскую концепцию о принципиальной непознаваемости мира и человека средствами научного опыта, логического анализа и реалистического изображения. Художники-сиволисты признавали только интуитивное познание - художественную интуицию, способную открыть идеальную (духовную) сущность мира, утраченную в результате трагического разрыва между видимым и сущим, материальным и духовным, явленным и скрытым, помогающую поэту (художнику) угадать или почувствовать глубинное состояние окружающего. Зародившись во Франции в 70-е гг. XIX в. как течение, развивающее достижения импрессионизма (см.) в области языка и стиля, С. стал осознаваться как самостоятельное направление, открывшее принципиально новые способы постижения действительности. В основе философии С. - идея немецкого философа Ф. Ницше о том, что жизнь - бесконечный процесс творчества, не имеющего никакой цели, кроме эстетической (искусство ради искусства): "Существование мира может быть оправдано лишь как эстетический феномен". Символисты сделали Богом Искусство, а творческий акт воспринимали как религиозно-мистическое действо, связывающее художника с подлинной реальностью - иными мирами. Ключевым понятием в философии С. является переосмысленная романтическая идея двоемирия (см. РОМАНТИЗМ): несовершенный реальный мир есть лишь отражение мира идеального. Связующим звеном, мостом между двумя мирами становится символ (см.), подобно тому, как в Древней Греции две части пластинки (символа), сходящиеся в целое по линии разлома, были условным знаком, позволяющим незнакомым людям, причастным к какому-либо общему делу или тайне, узнать друг друга. Таким образом, в искусстве символисты видят универсальный способ связи таинственного (идеального) мира с действительностью, а поэт (художник), далекий от социальных проблем современности, мыслится как избранник (теург, "бог таинственного мира"), наделенный высшим знанием о вечной Красоте и реализующий это знание в обновленном поэтическом слове. Воздействие слова, в свою очередь, уподобляется влиянию музыки как универсального (то есть вненационального, способного быть понятым без слов) искусства: символисты устремлены к тому, чтобы слово не "говорило", а внушало, зачаровывало, навевало (буквально по Фету: "О, если б без слова // Сказаться душой было можно!" и "Что не выскажешь словами - // Звуком на душу навей"). С. активно развивался в странах Западной Европы: с ним связано творчество многих поэтов (Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме, Р.М. Рильке и др., драматургов (Г. Ибсен, М. Метерлинк, Э. Ростан и др.), прозаиков (Г. Манн, Ф. Кафка, Г. Гессе и др.). В России С. заявил о себе в конце 80-х гг. XIX в. в близкой к символистскому мироощущению поэзии Н. Минского, К. Льдова и др., философских трудах и лирике В.С. Соловьева (прежде всего в учении о "душе мира"), а в последнее десятилетие века - в творчестве старших символистов Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсова, Вяч. Иванова и др., на рубеже веков - младших символистов А.А. Блока, А. Белого, С.М. Соловьева. Русские символисты значительно обновили жанровую систему в поэзии (возрождение гимна, появление лирического цикла и лирической поэмы и т. д.) Как явление культуры и как направление в искусстве С. выразил мирочувствование человека переходной эпохи.
СИНЕКДОХА - (от греч. synekdoche - соподразумевание, соотнесение) - вид тропа: разновидность метонимии (см.). Троп состоит в замене множественного числа единственным; употреблении названия части вместо целого или общего, и наоборот. Например: "О, электрический восход, // Ремней и труб глухая хватка, // Се изб древенчатый живот // Трясет стальная лихорадка". (С. Есенин).
СИНОНИМЫ - (от греч. synonymos - одноименный) - слова, тождественные или очень близкие по значению, но не являющиеся однокоренными, например: враг, неприятель, противник. С. помогают наиболее точно выразить мысль, позволяют детализировать описание явлений или предметов. Важнейшая стилистическая функция С. - функция замещения, когда необходимо избежать повтора слов. Ряд С., расположенных так, что каждый следующий усиливает предыдущий, создает градацию (см.): "Спешил, летел, дрожал..." (А.С. Грибоедов). С. используются в художественном тексте (наряду с антонимами (см.), омонимами (см.) и паронимами (см.)) как средство художественной выразительности, например: "Я говорю с подругой юных дней; // В твоих чертах ищу черты другие; // В устах живых уста давно немые, // В глазах огонь угаснувших очей" (М.Ю. Лермонтов).
СКАЗ - 1. Тип повествования, основанный на стилизации речи того героя, который выступает в роли рассказчика. Повествование в С. ведется от лица героя (персонажа), в присущей именно ему речевой манере, и имитирует живую разговорную речь со всеми характерными для устной формы речи особенностями (спонтанность речи, нередко - употребление разговорной и просторечной лексики и фразеологии, использование диалектизмов, профессионализмов, жаргонизмов (см.), неполных предложений и т. п.). Примерами С. в русской литературе являются "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В. Гоголя, "Левша", "Очарованный странник" Н.С. Лескова, сказы П. Бажова, многие рассказы М. Зощенко. 2. Повествовательный жанр, произведение в форме С. 3. Жанр устного народного творчества (см. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО), повествование о событиях прошлого или современности, которое ведется от лица рассказчика.
СКАЗАНИЕ - прозаическое повествование с историческим или легендарным сюжетом, облеченное в литературную форму, письменную или устную. Различают мифологические (древнейшие) и исторические (более поздние) С. Разновидности С.: миф (см.), предание (см.), легенда (см.), быль (см.) и др. Обычно анонимны. Например: "Сказание о граде Китеже", "Сказание о Мамаевом побоище" и т. д.
СКАЗИТЕЛЬ - исполнитель сказаний, народных эпических песен.
СКАЗКА ЛИТЕРАТУРНАЯ - эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой (см.), но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Некоторых писатели перерабатывали фольклорные сюжеты (сказки Ш. Перро , братьев В. и Я. Гримм, "Конек-горбунок" П.П. Ершова, "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина и др.), другие создавали оригинальные произведения в жанре С. л. (О. Уайльд "Рики-тики-тави", сказки для детей К.И. Чуковского, сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина и т. д.).
СКАЗКА ФОЛЬКЛОРНАЯ - эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов (ср. ПРЕДАНИЕ, ЛЕГЕНДА). В С. всегда изображается противостояние добра и зла, герои делятся на положительных (Иван-дурак, Золушка, Спящая Красавица и т. д.), которые в С. являются воплощением народных представлений о высокой морали, добре, справедливости, подлинной красоте, и отрицательных (Кащей Бессмертный, дракон, злая мачеха и т. д.), олицетворяющих темные силы, враждебные человеку. Существуют три основных вида народных сказок: волшебные (иногда их называют мифическими, фантастическими, чудесными), бытовые, С. о животных. Волшебная С., как правило, использует устойчивый набор композиционных приемов и изобразительных средств: начинается произведение зачином ("В некотором царстве, в некотором государстве...", "Жили-были..." и др.), а завершается концовкой ("Стали они жить-поживать и добра наживать"); непреложными для волшебной С. являются закон троичности, троекратного повторения (герой проходит три испытания, три боя с врагом, три сына и т. д.) и набор поэтических формул - так называемых общих мест ("Ни в сказке сказать, ни пером описать", "Конь бежит - земля дрожит" и др.); постоянные эпитеты (см.), присказки (см.). Любимый народом герой всегда имеет волшебных помощников, в роли которых могут выступать как животные (конь, корова, серый волк), так и предметы, наделенные чудесными свойствами (кольцо, зеркальце, волшебная палочка и др.). Среди бытовых С., сюжеты которых разворачиваются не в вымышленном мире, а в некоей условной реальности, отражающей повседневный быт народа, различаются анекдотические и новеллистические. В анекдотических бытовых С. конфликт построен на одурачивании ловким и умным представителем народа - солдатом, работником, ловким вором и т. п. - глупого и жадного хозяина (попа, купца, судьи и т. п.). Новеллистическая С., носящая ярко выраженный социально-бытовой характер, изображает повседневную жизнь человека (сюжеты о женитьбе или замужестве, об испытании жены и т. д.), прославляет тружеников (мужика, работника и т. д.) и карает бездельников (царя, барина и т. п.), повествует о противостоянии богатых и бедных, сильных и слабых, жестоких и справедливых, причем первые всегда оказываются победителями, что отражает народные представления о правде и справедливости. Сюжеты С. о животных (о хитрой лисе и глупом волке, смелом петухе и несчастном зайчике и др.), как правило, носят развлекательно-поучительный характер, такие С. нередко имеют аллегорический смысл (см. АЛЛЕГОРИЯ), осмеивая под видом животных пороки людей. Основная черты С. - занимательность и поучительность. Поскольку С. существует в устной форме, ее текст мог иметь несколько вариантов, так как сказитель (см.) во время исполнения зачастую вносил изменения и создавал собственный вариант, однако фабула (см.) повествования при этом оставалась неизменной.
СКОРОГОВОРКА - малый жанр устного народного творчества: краткий текст, фраза, построенная на аллитерации таким образом, чтобы произнести ее вслух было максимально трудно, особенно при многократном быстром повторении: "Сшит колпак не по-колпаковски, его надо переколпаковать и выколпаковать"; "Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит".
СЛАБОЕ МЕСТО - в стихосложении слоговая позиция, на которую не падает ударение, то есть безударный как с фонетической, так и с метрической точки зрения слог; интервал между сильными слогами. Чередование сильных и слабых мест образует метр (см.).
СЛОВО - 1. Жанр торжественного церковного красноречия (см. ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА) в Древней Руси: произведение, ставящее значимые для современников автора общественно-политические, религиозные, нравственные вопросы и имеющее поучительный характер ("Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона, "Слова" Кирилла Туровского и др.). 2. Используемое в названиях многих древнерусских литературных памятников именование, синонимичное определению "произведение, сказание, сочинение", например: "Слово" Даниила Заточника, "Слово о полку Игореве", "Слово о погибели Русской Земли" и др.).
СМЕЖНАЯ РИФМОВКА - рифмовка, по расположению рифмующихся стихов соответствующая схеме: аабб. При С. р. созвучны первая и вторая, третья и четвертая строки соответственно, например:
О чем, прозаик, ты хлопочешь? Давай мне мысль какую хочешь: Ее с конца я завострю, Летучей рифмой оперю... А.С. Пушкин
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА - термины литературоведения, обозначающие внутреннюю (С.) и внешнюю (Ф.) стороны художественного произведения, находящиеся в органическом единстве. К С. относятся основные смыслообразующие аспекты произведения: тема, идея, проблема, конфликт (см.). Однако С. не может существовать вне Ф., под которой обычно понимают элементы художественного произведения, имеющие формальный характер: стиль, жанр, композиция, фабула, художественная речь, ритм (см.). Иными словами, С. - то, о чем говорится к произведении, а Ф.- то, как говорится. Особым содержательно-формальным элементом считается сюжет (см.).
СОНЕТ - (от итал. sonette - песенка) - стихотворная форма: стихотворение из 14-ти строк, состоящее из двух четверостиший (катренов (см.)) и двух трехстиший (терцетов (см.)). Возник в Сицилии в XIII в., позднее к этой форме обращались Ф. Петрарка, Данте, У. Шекспир (шекспировский С. состоит из трех четверостиший и заключительного двустишия) и др. Первый русский сонет принадлежит В.К. Тредиаковскому. В ХХ в. С. стал популярным жанром философской и любовной лирики. Изысканной поэтической формой считается венок сонетов - поэма из пятнадцати С., связанных между собой таким образом, что последний стих предыдущего С. повторяется в первой строке следующего, а завершающий произведение С. (магистральный, т. е. основной) состоит из первых строк всех предшествующих, например, "Венок сонетов" В. Солоухина ("Венок сонетов - давняя мечта...").
СОЦАРТ - постмодернистское течение в искусстве последней трети ХХ в. (термин В. Комара и А. Меламида): концептуальное искусство, сделавшее предметом изображения и средством художественного выражения язык и образы советской эпохи, ее идеологемы и мифологемы (например, коммунистические лозунги). С. деконструирует язык власти, в этом смысле он близок к политическому анекдоту. В отечественной литературе С. разрабатывался В. Сорокиным, П. Пепперштейном, Г. Сапгиром, И. Холиным и др. См. также ПОСТМОДЕРНИЗМ, КОНЦЕПТУАЛИЗМ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - официально признанный в Советском Союзе и в других социалистических странах творческий метод в литературе и искусстве, утвердившийся в конце 20-х годов XX в. С. р. отражал процесс переустройства мира в духе коммунистического идеала и с позиций марксистко-ленинской идеологии и преобладал в советской литературе до середины 80-х гг. Основными требованиями к произведению С. р. были: жизнеутверждающий пафос, народность, постановка и решение задач воспитания народных масс в духе социалистического гуманизма, верности идеалам социализма, интернационализм. Судьба человека и общества рассматривалась художниками С. р. в неразрывной связи, провозглашалась идея ответственности личности перед историей, характер героя, как правило, был обусловлен принадлежностью к тому или иному социальному слою (рабочему классу, крестьянству, интеллигенции, буржуазии и т. п.). Основной задачей литературы считалось утверждение социалистических идеалов, изображение новых людей и новых общественных отношений. С. р., не отказываясь от реалистического принципа правдоподобия, активно эксплуатировал приемы и художественные средства романтизма: при верности бытовых и художественных деталей, произведения С. р. «приукрашивали» действительность, творили новые социальные мифы (например, о неизбежной победе коммунизма во всем мире, во имя которой отрицалась ценность отдельной человеческой личности, о массовом героизме и др.). К писателям С. р. относят В.В. Маяковского, М.А. Шолохова, А.А. Фадеева, Ф.В. Гладкова, Н.А. Островского и др.
СПОНДЕЙ - (от греч. spondeios) - в силлабо-тоническом стихосложении условное обозначение сверхсистемного метрического ударения на слабом месте (см.) стиха в ямбе или хорее. Т. о., при наличии С. на двусложную стопу приходится два ударения, например: "/Днем свет/божий/ затме/вает..." (А.С. Пушкин). С. обычно приходится на односложное слово (свет).
СРАВНЕНИЕ - вид тропа: уподобление соотносимых явлений (предметов, состояний), выраженное при помощи слов точно, будто, словно, как, что, как будто и др., при этом свойства или качества одного явления (предмета, состояния) переносятся на другое с целью его художественного описания: "А сама-то величава, // Выступает, будто пава; // А как речь-то говорит, // Словно реченька журчит" (АС. Пушкин); "И русых головок над речкой пустынной // Что белых грибов на полянке лесной!" (Н.А. Некрасов). Кроме того, С. может быть выражено: существительным в творительном падеже: "Морозной пылью серебрится его бобровый воротник" (А.С. Пушкин); сравнительной степенью прилагательного или наречия: "Я - за ней. Она бежала легче серны молодой" (К.Н. Батюшков); фразеологизмом: "Похожи, как две капли воды"; наречием с приставкой по-: "Он крест кладет по-писаному, поклоны ведет по-ученому". С., указывающие на несколько общих признаков в сопоставляемых предметах, называются развернутыми: "И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, // Как пир на празднике чужом" (М.Ю. Лермонтов). В отрицательных С. один предмет противопоставлен другому: "Не ветер бушует над бором, // Не с гор побежали ручьи - // Мороз-воевода дозором // Обходит владенья свои" (Н.А. Некрасов). С. может быть оформлено и как самостоятельное предложение, начинающееся союзом так: "Журчит во мраморе вода // И каплет хладными слезами, // Не умолкая никогда. // Так плачет мать во дни печали // О сыне, павшем на войне..." (А.С. Пушкин).
СТАНСЫ - (от итал. stanza - остановка) - стихотворение, обычно состоящее из четверостиший, каждое из которых завершено по смыслу и тематически, и оканчивается точкой. Например: "Стансы к Августе" Дж. Байрона, "Стансы" ("В надежде славы и добра…") и "Брожу ли я вдоль улиц шумных" А.С. Пушкина.
СТИЛИЗАЦИЯ - (от франц. stilisation < лат. stylus - стиль) - 1. Стилистический прием: умышленная имитация автором особенностей чужой речи для достижения определенной художественной цели (в частности, речевой характеристики персонажа, относящегося к какой-либо социальной или этнографической группе, например предполагаемого рассказчика в сказах М. Зощенко). 2. Произведение, имитирующее стиль другого художественного текста (писателя, направления), самостоятельное по содержанию, но повторяющее его стилевые черты. Бывают комические и некомические. К комическим С. обычно относят пародии (см.), как правило, гипертрофирующие отдельные черты стиля пародируемого текста, к некомическим - С. в узком смысле слова (например, "Песня про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова) и вариацию ("Безумие" Ф.И. Тютчева (вариация на тему пушкинского "Пророка"), "Шестая повесть Белкина" М.Зощенко). Нередко С. служит целям литературной мистификации (см.)
СТИЛЬ - (лат. stylus < греч. stylos - стило, палочка для письма; иногда слово stylos служило также для обозначения способа изложения, склада речи) - эстетическое свойство художественного произведения (творчества писателя в целом, течения, направления, эпохи): общность всех сторон и элементов произведения (см. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА), придающая ему своеобразие, определенную оригинальность (например, стиль И.С. Тургенева отличается лаконизмом, скрытым психологизмом; Л.Н. Толстого, напротив, предельной детализацией и открытостью изображения душевных движений персонажей). Благодаря единству С. читатель может отличить произведение одного автора от творения другого, так как С. определяет устойчивый облик произведения искусства, его общую тональность, что проявляется в отборе изобразительных средств (см.), выборе тем, сюжетов и т. п. Своеобразие С. проявляется, как правило, в системе стилевых примет (определяющих черт), которые свойственны произведениям данного автора (направления, течения и т. д.). Такими приметами являются, в частности, объективность - субъективность изображения действительности (С. эпический и лирический); описательность (когда преимущество отдается детальному изображению действительности, взятой в статический момент своего существования) - экспрессия (то есть изображение динамических картин, событий); а также внимание к внутренней жизни персонажа или лирического героя (то есть психологизм (см.)). В узком смысле С. называют индивидуальную авторскую манеру письма, проявляющую себя через отбор изобразительных средств, построение фраз, предпочитаемое употребление слов определенной эмоциональной окраски, интонацию речи, иными словами, через язык писателя как средство воплощения творческого замысла.
СТИЛЬ - (лат. stylus < греч. stylos - стило, палочка для письма; иногда слово stylos служило также для обозначения способа изложения, склада речи) - эстетическое свойство художественного произведения (творчества писателя в целом, течения, направления, эпохи): общность всех сторон и элементов произведения (см. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА), придающая ему своеобразие, определенную оригинальность (например, стиль И.С. Тургенева отличается лаконизмом, скрытым психологизмом; Л.Н. Толстого, напротив, предельной детализацией и открытостью изображения душевных движений персонажей). Благодаря единству С. читатель может отличить произведение одного автора от творения другого, так как С. определяет устойчивый облик произведения искусства, его общую тональность, что проявляется в отборе изобразительных средств (см.), выборе тем, сюжетов и т. п. Своеобразие С. проявляется, как правило, в системе стилевых примет (определяющих черт), которые свойственны произведениям данного автора (направления, течения и т. д.). Такими приметами являются, в частности, объективность - субъективность изображения действительности (С. эпический и лирический); описательность (когда преимущество отдается детальному изображению действительности, взятой в статический момент своего существования) - экспрессия (то есть изображение динамических картин, событий); а также внимание к внутренней жизни персонажа или лирического героя (то есть психологизм (см.)). В узком смысле С. называют индивидуальную авторскую манеру письма, проявляющую себя через отбор изобразительных средств, построение фраз, предпочитаемое употребление слов определенной эмоциональной окраски, интонацию речи, иными словами, через язык писателя как средство воплощения творческого замысла.
СТИХ - (от греч. stichos - ряд, строка) - 1. Один из двух основных способов организации художественной речи (ср. ПРОЗА в 1 знач.): речь, разделенная на соизмеримые и соотносимые между собой небольшие отрезки, симметричные по звучанию, со строго заданными паузами, в результате чего возникает определенный стиховой ритм (см.), который графически передается делением на строки:
Стихи мои! Свидетели живые За мир пролитых слез! Родитесь вы в минуты роковые Душевных гроз И бьетесь о сердца людские, Как волны об утес. Н.А. Некрасов
2. Единица стихотворного ритма: обычно одна стихотворная строка: "Мой дядя самых честных правил..." (А.С. Пушкин).
СТИХОСЛОЖЕНИЕ - См. МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ, СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ, СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ, ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ
СТИХОТВОРЕНИЕ - лирическое произведение, как правило, небольшого объема, написанное стихами; общее название лирических произведений любых жанров. См. ЛИРИКА
СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ - термин, которым обозначают прозаическое произведение, напоминающее по своему характеру лирическое стихотворение (см. ЛИРИКА), но лишенное стихотворной организации речи, то есть поэтическое по содержанию и прозаическое по форме. Как правило, в С. в п. можно определить размер (или несколько размеров, как в свободном стихе). К произведениям такого рода относятся известные "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева, "Поэмы в прозе" Ш. Бодлера и др. Таким образом, С. в п. характеризуется своеобразным сочетанием признаков стиха (см.) и прозы (см.), чем и объясняется его оксюморонное наименование: обычно прозой называют как раз такие формы речи, которые по своей организации полярны стиху. Так организованная проза может быть вкраплена в общее повествование (например, авторские отступления в "Мертвых душах" Н.В. Гоголя), но может иметь и самостоятельное значение. С. в п. - явление, возникающее на "стыке" лирики и эпоса (см.) - двух основных форм развертывания образов и организации художественной речи в литературе. См. также ЛИРИЧЕСКАЯ ПРОЗА
СТОПА - в силлабо-тоническом (см.) стихосложении повторяющееся сочетание сильного и слабого места (см.) в стихотворной строке (стихе). Различают двусложные С.: хорей (U-), ямб (-U), и трехсложные: дактиль (-UU), амфибрахий (U-U), анапест (UU-). Например, в строке "/От жиз/ни той/, что бу/шева/ла здесь, /" (Ф.И. Тютчев) - пять С. (пятистопный ямб). В конце стиха С. может остаться неполной, например: "Вихри/ снежны/е кру/тя..." - неполная С. хорея. См. также ПИРРИХИЙ, СПОНДЕЙ
СТРОФА - (от греч. strophe - букв. поворот) - группа стихов с заданным количеством строк и расположением рифм, обычно повторяющимся в других таких же группах. В большинстве случаев строфа представляет соб
|