Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 12.12.2024, 05:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Уроки мастерства Авторы Фотоальбом Форум Библиотека Полезные статьи Гостевая книга FAQ
Уроки мастерства
Уроки от Сергея Берсенева
Уроки словесности
Юмористические уроки
Русская литература
Учебники
Словарь литературных терминов
Критика и анализ текста
СЛУШАЕМ, ЧИТАЕМ...
Песни на стихи авторов

Новые произведения

Наши комментарии

Популярное чтиво

Телевидение оn-line

Радио оn-line

Гороскоп
Наш опрос
Как вы попали на наш портал?
Всего ответов: 56
Главная » 2008 » Февраль » 11 » Ф
Ф
19:53

ФАБУЛА - (от лат. fabula - рассказ, повествование) - цепь, череда событий в эпическом или драматическом произведении, положенная в основу сюжета (см). В отличие от сюжета (см.) Ф. можно кратко пересказать. "Ф. - это то, что было на самом деле, сюжет - то, как узнал об этом читатель" (Б.М. Томашевский). Кроме того, одна и та же Ф. может стать основой для множества различных сюжетов (например, история о мнимом ревизоре была использована не только Н.В. Гоголем, но и другими авторами).

ФАНТАСТИКА - (от греч. phantastike - искусство воображать) - вид художественной литературы, основанный на особом фантастическом типе образности, для которого характерны: высокая степень условности (см.), нарушение норм, логических связей и законов реальности, установка на вымысел (см.), создание вымышленных, "чудесных" миров. Ф. лежит в основе мифов (см.), русских сказок и былин, фольклора разных народов, писатели обращались к Ф. с древнейших времен до современности ("Одиссея" Гомера, "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта, "Эликсир дьявола" Э.-Т.-А. Гофмана, "Фауст" И.-В. Гете, баллады В.А. Жуковского, "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина, "Вий" Н.В. Гоголя, произведения В.Ф. Одоевского и А. Погорельского и др.). В конце XIX - начале ХХ в. широкое распространение получила научная Ф., пытающаяся реализовать в реальном или вымышленном мире (в будущем) различные научные гипотезы и открытия (произведения Ж. Верна, Г. Уэллса, С. Лема, Р. Брэдбери, А. и Б. Стругацких, И. Ефремова и др.). Особый вид Ф. - фэнтези (см.). Фантастическое допущение (условность) лежит в основе утопии (см.) и антиутопии (см.). Как элемент художественного текста или художественный прием Ф. может иметь место в произведениях любых жанров и направлений ("Нос" Н.В. Гоголя, "История одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина, "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова, сказы П.П. Бажова, пьесы Е.Л. Шварца и др.).

ФАРС - (от лат. farsum - начинка, фарш) - 1. Жанр средневекового народного театра: небольшая комическая сценка или пьеса, как правило, бытовой или сатирической направленности, разыгрываемая между действиями во время исполнения религиозных драм (мистерий) с целью развлечь зрителей. Героями Ф., лишенного поучительности, обычно становились незадачливые мастеровые, ловкие адвокаты, монахи-шарлатаны, смекалистые солдаты, разного рода плуты и мошенники и др. Традиции Ф. ощутимы, например, в пьесах Ж.-Б. Мольера "Плутни Скапена", "Мещанин во дворянстве" и др. 2. В театре XIX и XX вв. комедия-водевиль (см.) легкого содержания с чисто внешними комическими приемами, использующая элементы шутовской игры, утрирования черт характера, поведения, речи персонажа и т. п.

ФЕЛЬЕТОН - (от франц. feuilleton < feuille - листок) - жанр публицистики: остро злободневное художественно-публицистическое произведение сатирической направленности, как правило, предназначенное для публикации в газете или журнале. Для Ф. характерно использование приемов и средств как публицистики (см.), так и художественной литературы (см. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА). Образцами фельетонного жанра в России стали Ф. А.С. Пушкина (под псевдонимом Феофилакт Косичкин в журнале "Телескоп"), В.Г. Белинского, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Д.Д. Минаева, Н.С. Курочкина, писателей-сатириков ХХ в. А.Т. Аверченко, Н.А. Тэффи, Саши Черного, М.М. Зощенко, М.А. Булгакова, И. Ильфа и Е. Петрова и др.

ФИГУРЫ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ - (от лат. figura - очертание, вид, образ) - обороты речи, отступающие от обычного течения речи и призванные эмоционально воздействовать на читателя или слушателя. В отличие от тропов (см.) Ф. с. называют различные синтаксические конструкции, сами формы речи. К Ф. с. обычно относят различные повторы (см.): анафору (см.), эпифору (см.), кольцо (см.), синтаксический параллелизм (см.ПАРАЛЛЕЛИЗМ); антитезу (см.); градацию (см.); бессоюзие (см.) и многосоюзие (см.); инверсию (см.); парцелляцию (см.); эллипсис (см.); а также риторические фигуры: риторический вопрос (см.), риторическое восклицание (см.) и риторическое обращение (см.).

ФИНАЛ - (от лат. finis - конец) - элемент композиции произведения: его завершающая часть, подводящая итоги сюжетного действия, например, Ф. комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" - немая сцена, Ф. повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка" представляет собой одну фразу: "Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку".

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - (от греч. phrasis - выражение и logos - слово) - устойчивые по составу словосочетания (выражения), смысл которых принципиально невыводим из значений составляющих их слов, например: набрать в рот воды - молчать, пятое колесо в телеге - лишний, нажимать на все педали - прилагать все усилия для достижения цели или выполнения какого-либо дела и др. Для Ф. характерны: постоянный состав (вместо кот наплакал нельзя сказать собака наплакала), недопустимость включения в их структуру новых слов (нельзя сказать вместо семь пятниц на неделе - семь пятниц на этой неделе), устойчивость грамматического строения (нельзя вместо шито белыми нитками сказать шито белой ниткой), в большинстве случаев строго закрепленный порядок слов (нельзя вместо битый небитого везет - небитого битый везет). По происхождению различают Ф., заимствованные из старославянского языка и, как правило, восходящие к Библии (глас вопиющего в пустыне, вавилонское столпотворение и др.), пришедшие из античной мифологии (ахиллесова пята, гордиев узел и др.), исконно русские (во всю ивановскую, тянуть канитель и др.), кальки, то есть выражения, буквально переведенные с языка-источника (время - деньги - англ. time is money; приветствие добрый день - франц. Bon jour! и нем. Guten Tag! и др.). В художественной речи Ф. используются в качестве одного из изобразительных средств (см.), например: "Тут не надо брезговать никакими средствами. Пан или пропал. Выбираю пана, хотя он и явный поляк" (И. Ильф и Е. Петров). См. также КРЫЛАТЫЕ СЛОВА

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ - в зависимости от цели и обстановки общения в русском языке выделяют пять основных Ф. с. р.: разговорный (см.), научный (см.), официально-деловой (см.), публицистический (см.) и художественный (см.).

ФУТУРИЗМ - (от лат. futurum - будущее) - авангардистское (см. АВАНГАРДИЗМ) течение в искусстве и литературе ХХ в., зародившееся в Италии ("Манифест футуристов" 1909 г.) и получившее широкое распространение во многих европейских странах, в первую очередь в России. Для представителей этого революционного течения в искусстве характерны: 1. Демонстративный разрыв с традиционной культурой, отказ от классического (см.КЛАССИКА) наследия (русские футуристы призывали "сбросить" Пушкина, Достоевского, Толстого "с "Парохода современности"). 2. Эксперименты в области слова (расширение поэтического словаря за счет "словоновшества" и "словотворчества", например, создания производных от имеющихся в языке слов: "смехачи, усмейный" у В. Хлебникова и др.). 3. Эпатаж публики и зачастую литературное хулиганство (манифест русских футуристов назывался "Пощечина общественному вкусу", сборники - "Садок Судей", "Доители изнуренных жаб", "Дохлая луна", "Рыкающий Парнас" и т. п.). Русский Ф. был представлен четырьмя объединениями поэтов: в группу московских "будетлян" (от слова "будущее" - неологизм принадлежит В. Хлебникову) "Гилея" входили Д. и Н. Бурлюки, В.В. Маяковский, А. Кручёных, В. Каменский, Е. Гуро (в будущем стали называть себя кубофутуристами и пропагандировать идеи неблагозвучия поэтической речи, использования сниженной лексики, нарушения языковых норм и т. п.); к петербургским эгофутуристам (термин И. Северянина: от лат. ego - я, буквально я - будущее) относились И. Северянин, Г.В. Иванов, П. Широков и др.; московское объединение эгофутуристов "Мезонин поэзии" представлено именами В.Г. Шершеневича, Р. Ивнева, Б.А. Лавренева и др.; преемниками петербургского Ф. стали члены группы "Центрифуга" Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев и др. Считается, что русский Ф. исчерпал себя примерно к 1915 г.

ФЭНТЕЗИ - (англ. fantasy) - разновидность фантастики (см.): произведения, изображающие вымышленные события, в которых главную роль играет иррациональное, мистическое начало, и миры, существование которых нельзя объяснить логически. В Ф. действуют боги, демоны, добрые и злые волшебники, гномы, великаны, говорящие животные и предметы, привидения, вампиры, мифологические и сказочные существа и т. п. Ф. - своеобразное соединение сказки, фантастики и приключенческого рыцарского романа. Подобно средневековому рыцарю, герою мифа (см.) или сказки (см.), главное действующее лицо Ф., выступая в путь (нередко в поисках некоего волшебного предмета), сталкивается с различными препятствиями, врагами, борется со злыми силами и побеждает. Как правило, герой Ф. - носитель своеобразного кодекса чести, благородный и добрый, стремящийся восстановить гуманный и справедливый миропорядок, нарушенный каким-либо событием или вмешательством злых сил. Миры, нарисованные в Ф., не имеют географической и временной конкретности: действие происходит в условной реальности, зачастую в параллельном мире, иногда имеющем сходство с реальным. Важна для Ф. и романтическая традиция с ее идеей двоемирия и героем - исключительной, сильной личностью, в одиночку противостоящей злу. У истоков жанра Ф. стоит английский писатель У. Моррис, создавший в конце XIX в. семь романов-Ф. Наиболее известными авторами Ф. в ХХ в. являются Дж.Р.Р. Толкиен (трилогия "Властелин колец"), К.С. Льюис ("Хроника Нарнии"), переработавшие скандинавскую, кельтскую и античную мифологию, а также средневековые легенды цикла о приключениях короля Артура и рыцарях Круглого стола. В России уже в XIX в. фантастические элементы в своих произведениях использовали В.Ф. Одоевский, А. Погорельский, А. Бестужев (Марлинский), позже В. Брюсов, Л. Андреев, А. Грин, М. Булгаков. Среди современных российских авторов Ф. признанными мастерами жанра считаются М. Семенова, Ник Перумов, С. Логинов, М. Успенский.



Другие статьи по теме:

А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р C Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я

Категория: Словарь литературных терминов | Просмотров: 821 | Добавил: oblaka
Форма входа
Сообщения форума
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Все опубликованные на сайте материалы защищены Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах". Ничто из опубликованных на сайте материалов, ни в какой форме не может быть использовано без письменного разрешения автора. Copyright © Литературно-художественный портал «Облака Вдохновения», 2007-2008 гг. Используются технологии uCoz
О нас | Правовая информация | Реклама на сайте | Обратная связь