ЭВФЕМИЗМ - (греч. eu - хорошо; phemi - говорю) - вид тропа, частный случай перифраза (см.): слово или выражение, заменяющее собой (и таким образом смягчающее) резкое, грубое или интимное высказывание, например: "не фантазируйте" вместо "не врите", "она в интересном положении" вместо "она беременна" и т. п.
ЭГОФУТУРИЗМ - См. ФУТУРИЗМ
ЭЗОПОВ (ЭЗОПОВСКИЙ) ЯЗЫК - (от имени древнегреческого баснописца Эзопа, раба, жившего в VI в. до н. э.) - вид иносказания: язык намеков, недомолвок, использующийся преимущественно в сатирических произведениях (баснях, сатирах, эпиграммах, фельетонах и т. п.) и позволяющий завуалировать, замаскировать подлинную суть высказывания в тех случаях, когда прямо выразить ее нельзя (например, по цензурным соображениям). В литературный обиход термин ввел М.Е. Салтыков-Щедрин, назвав Э. я. особую ("рабью") манеру иносказательного изложения, к которой писателям приходилось прибегать, чтобы обмануть царскую цензуру (см.). В произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина, например, шпион, доносчик назван "сердцеведом", "собирателем статистики"; пощечины - "аплодисментами". Н.Г. Чернышевский в романе "Что делать?" называет недалекого обывателя, чуждого общественных интересов, "проницательным читателем". Возможности Э. я. как сатирического иносказания широко использовали М. Зощенко, М. Булгаков, В. Высоцкий и др., в зарубежной литературе - Дж. Свифт, А. Франс и др.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ - (от лат. existentia - существование) - философское, а позднее литературное направление 40-х - 60-х гг. ХХ в., сформировавшееся в западноевропейской литературе накануне второй мировой войны, в американской и японской сразу после нее. Опираясь на философию живших в XIX в. Ф. Ницше, С. Кьеркегора, позднее Н. Бердяева, на философские идеи Ф.М. Достоевского, экзистенциалисты рисовали человека в мире распадающихся связей, абсурдном, лишенном нравственных основ прошлого (например, Бога), в состоянии тревоги, предощущении конца, то есть в неком "пограничном состоянии", например, перед лицом смерти. Согласно Э., поведение человека в обществе, среди людей, в историческом пространстве и времени, мотивировано не внешними воздействиями, а свободным выбором самой личности, что неизбежно накладывает на нее ответственность за все происходящее в мире. Наделенный подобного масштаба свободой, герой может либо взбунтоваться против бессмысленности окружающей действительности, либо примириться с ней. В этом интуитивном (а не рациональном) выборе и проявляются, по мысли экзистенциалистов (отвергавших сам принцип познания мира с помощью разума), подлинные, сущностные свойства личности. Одним из ведущих в литературе Э. становится мотив "трагического жеста": даже не веря в позитивный результат своего поступка, персонаж - носитель экзистенциального сознания, нередко все же совершает тот или иной шаг (подвиг), чтобы "утвердить себя" перед своим собственным сознанием и совестью. Крупнейшими представителями Э. были Ж.-П. Сартр, А. Камю во Франции, Абэ Кобо в Японии и др.
ЭКСПЛИКАЦИЯ - (от лат. explicatio - развертывание, разъяснение) - в литературе объяснение, разъяснение названия художественного произведения: Ж.-Ж. Руссо "Юлия, или Новая Элоиза", С. Ричардсон "Памела, или Вознагражденная добродетель".
ЭКСПОЗИЦИЯ - (от лат. expositio - изложение) - часть литературного произведения, обычно предшествующая завязке (см.) и содержащая сведения о персонажах, месте и времени действия, описание обстоятельств, имевших место до его начала. Однако не во всех произведениях есть Э., кроме того, она, в соответствии с замыслом автора, может располагаться и после завязки, то есть в середине или конце текста (например, биография Чичикова в одиннадцатой главе "Мертвых душ" Н.В. Гоголя). Различают собственно Э., рисующую обстоятельства, предшествующие началу действия (например, первая часть романа И.А. Гончарова "Обломов", начальные главы романа И.С. Тургенева "Накануне" и др.), и Э. героя, раскрывающую становление характера главного действующего лица (первая глава романа "Евгений Онегин", глава "Сержант гвардии" в повести "Капитанская дочка" А.С. Пушкина).
ЭКСПРЕССИОНИЗМ - (франц. expression < от лат. expressio - выражение) - авангардистское (см. АВАНГАРДИЗМ) течение в западноевропейском искусстве и литературе первой четверти ХХ в., зародившееся как реакция на социальные катаклизмы начала столетия, прежде всего на события первой мировой войны. Отвергнув реалистический метод отображения жизни, всякое правдоподобие (см.) в искусстве, Э. противопоставил себя не только реализму (см.), но и нереалистическим течениям, например, символизму (см.) и импрессионизму (см.), и даже натурализму (см.) как направлениям, не способным, с точки зрения экспрессионистов, выразить катастрофичность современного мира. В основе эстетики Э. - продиктованное отказом от "подражания природе" требование изменения художественного языка, призванного не изобразить явление, а выразить саму его сущность, субъективное авторское видение его. Рисуя мир в состоянии хаоса, социальные катастрофы (прежде всего мировую войну), Э. отказывает в состоятельности всем общественным институтам (государству, церкви и т. п.), неспособным спасти человека от гибели, выражает разочарование в таких либеральных ценностях, как свобода, вера, "кричит" об обесценивании человеческой жизни, стремясь активно воздействовать на реальность. Все изображаемые чувства (любовь, ненависть, страх, боль, страдание и др.) у экспрессионистов приобретают крайнюю остроту и открытость, поэтому важнейшими изобразительными средствами в их творчестве становятся гротеск (см.), деформация образов, нарушение пропорций изображаемых предметов (в живописи), дисгармония (в музыке), отвлеченность, схематизация образов (в драматургии), пафос (см.) отрицания (в лирике), открытость и даже откровенность изображения нередко шокирующих деталей окружающего мира (например, военных сцен), быта и сокровенных чувств людей. Эстетическая программа Э. нашла наиболее полное отражение в творчестве художников В. Кандинского, О. Кокошки, М. Пехштейна, Г. Гросса, драматургов Э. Толлера, Г. Кайзера, Б. Брехта, Ю. О'Нила, писателей Л. Франка, И. Бехера и др. В России к Э. относят группу "Экспрессионисты" (1919 - 22), куда входили поэты И. Соколов, С. Спасский, Г. Земенков, "Московский Парнас" (1922), организованный писателями Б. Лапиным и Е. Габриловичем, и так называемых "эмоционалистов" (1922 - 25), лидером которых стал М. Кузмин. Тяготеющим к Э. некоторые литературоведы считают также раннее творчество В. Маяковского и Л. Андреева, нередко с традицией Э. связывают творчество Д. Хармса, А. Введенского, К. Вагинова, Н. Заболоцкого, входивших в Объединение реального искусства (ОБЭРИУ).
ЭЛЕГИЯ - (греч. elegeia < от elegos - жалобная песня) - жанр лирики: стихотворение медитативного (от лат. meditatio - углубленное размышление) или эмоционального содержания, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, как правило, проникнутые настроениями грусти, светлой печали. Чаще всего написано от первого лица. Наиболее распространенные темы Э. - созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями, любовь, как правило, неразделенная, жизнь и смерть и др. и др. Наибольшей популярностью этот возникший в античную эпоху жанр пользовался в поэзии сентиментализма (см.) и романтизма (см.), особую известность получили Э. В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, А.А. Пушкина, Е.А. Баратынского, Н.М. Языкова.
ЭЛИПС(ИС) - (от греч. elleipsis - опущение, выпадение) - стилистическая фигура: сознательный пропуск подразумеваемого слова, легко восстанавливаемого из контекста, придающий тексту особую выразительность. Благодаря Э. может быть создан эффект динамичности движения: "Вошел: и пробка в потолок" (А.С. Пушкин); быстрой смены событий или состояний: "И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, // Минута - и стихи свободно потекут" (А.С. Пушкин); лаконизма, краткости речи: "Поэзия - // та же добыча радия. // В грамм добыча, // в год труды. // Изводишь // единого слова ради // Тысячи тонн // словесной руды" (В. Маяковский); разговорного характера высказывания: "Чтоб за нее в огонь и в воду, // А если - то и жизнь отдать" (А.Т. Твардовский); лирической взволнованности: "Богова! Богемия! // Не лежи, как пласт! // Бог давал обеими // И опять подаст!" (М. Цветаева).
ЭМФАЗА - (от греч. emphasis - указание, выразительность) – 1. Вид тропа: употребление слова в суженном по сравнению с обычным значении, например: «Он человек был, человек во всем» (то есть был «великим человеком, идеалом»). 2. В широком смысле – средство художественной выразительности: взволнованное, эмоциональное построение речи (в частности, ораторской и лирической). Приемы, создающие эмфатическую интонацию (см.), свойственны в основном поэтической речи, в прозе они встречаются значительно реже. Такие приемы обычно рассчитаны на слуховое восприятие звучащей речи, поэтому к эмфатическим средствам можно отнести интонацию (см.), понижение и повышение голоса, темп речи, паузы (см. ЦЕЗУРА), а также ритм (см.), повторы (см.), стилистические фигуры (см. ФИГУРЫ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ) и др. приемы ораторского искусства. В письменной речи Э. передается с помощью знаков препинания.
ЭПИГРАММА - (от греч. epigramma - надпись) - короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или содержащее отклик на злободневные события общественной жизни, например Э. Д. Д. Минаева "Боборыкину в роли Чацкого":
Карету мне, карету! ("Горе от ума", акт IV)
На сцене видя пьесу эту, Я об одном лишь плакал факте, Что Боборыкину карету Не предложили в первом акте. 1864
ЭПИГРАФ - (от греч.epigraphe - надпись) - короткий текст (как правило, поэтическая или прозаическая цитата, афоризм, пословица или поговорка), предпосланный произведению или его части и призванный прояснить авторский замысел, указать на основную идею художественного текста, например, комедию "Ревизор" Н.В. Гоголь снабдил Э.: "На зеркало неча пенять, коли рожа крива". Народная пословица.
ЭПИЗОД - (от греч. epeisodion - вставка) - относительно целостная и самостоятельная часть (фрагмент) эпического, лиро-эпического или драматического произведения, которая изображает завершенное во времени событие, некий законченный момент действия в произведении.
ЭПИЛОГ - (от греч. epilogos - послесловие) - часть текста художественного произведения, выходящая за границы сюжета: рассказ автора о том, что произошло с действующими лицами после развязки (см.) сюжетного действия, о дальнейшей судьбе героев. Ср. ФИНАЛ
ЭПИСТОЛА - (от греч. epistole - письмо, послание). См. ПОСЛАНИЕ
ЭПИСТОЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА - (от греч. epistole - письмо, послание) - общее название произведений, имеющих форму переписки: художественный или публицистический текст, составленный из подлинных или вымышленных писем персонажей, предназначенный или ставший достоянием широкого круга читателей. Например: переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, "Письма русского путешественника" Н.М. Карамзина, "Юлия, или Новая Элоиза" Ж.-Ж. Руссо, "Бедные люди" Ф.М. Достоевского и др.
ЭПИТАФИЯ - (от греч. epitaphios - надгробный) - надпись на надгробии (чаще в стихотворной форме) или небольшое стихотворение, посвященное автором памяти умершего и опубликованное в сборнике стихов. Обычно обращена к покойному или имитирует обращение усопшего к живым; содержит похвалу достоинствам умершего, чем близка к панегирической (см. ПАНЕГИРИК) поэзии. Нередко начинается с формулы типа "Покойся...", "Под камнем сим лежит...", "Здесь спит..." и др. или обращением к прохожему, например:
Прохожий! Поспеши к стране Родной своей. Ах! Грустно умирать Далеко от друзей. (автоэпитафия лицейского друга А.С. Пушкина Н.А. Корсакова, умершего во Флоренции в возрасте двадцати лет). Встречаются и пародийные Э., близкие к эпиграмме (см.), например, "Эпитафия болтуну" А.Д. Илличевского:
Вралев, болтая век, был мукою людской; Но смерть зажала рот – теперь не молвит слова: Ну, слава Вышнему! Мир языку Вралева, И на земле ушам покой. Или Э. в романе "Евгений Онегин" А.С. Пушкина:
"Смиренный грешник Дмитрий Ларин, Господний раб и бригадир Под камнем сим вкушает мир".
ЭПИТЕТ (от греч. ерitheton - приложение) - вид тропа: образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью. Например: железная выдержка, серебряный голосок - здесь прилагательные являются именно эпитетами, так как употреблены в переносном значении и несут особую смысловую и экспрессивно-эмоциональную нагрузку, тогда как те же прилагательные, употребленные в прямом значении (железная кровать, серебряная монета), эпитетами не являются. Различают Э. "украшающий" - обозначающий постоянный признак (см. ПОСТОЯННЫЙ ЭПИТЕТ) и Э. индивидуальный, авторский, важный для создания конкретного образа в данном тексте (например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Утес": "тучка золотая", "утес-великан", стоит одиноко", "тихонько плачет"). Э. обычно выражен прилагательным, причастием, наречием или существительным в роли приложения.
ЭПИФОРА - (от греч. epophora - добавка) - стилистическая фигура: повторение слова или группы слов в конце стихотворных строк или прозаических фраз; одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций (см. ПАРАЛЛЕЛИЗМ).
Я обманывать себя не стану, Залегла забота в сердце мглистом. Отчего прослыл я шарлатаном, Отчего прослыл я скандалистом?
И теперь уж я болеть не стану. Прояснилась омуть в сердце мглистом. Оттого прослыл я шарлатаном, Оттого прослыл я скандалистом. С. Есенин
См. также ПОВТОР.
ЭПОПЕЯ - (от греч. epopoiia - собрание песен, сказаний < epos - слово, повествование, рассказ и poieo - творю) - самая крупная жанровая форма эпоса (см.). Различают: 1. Древние фольклорные Э. разных народов - произведения на мифологические или исторические сюжеты, рассказывающие о героической борьбе народа с силами природы, иноземными захватчиками, колдовскими силами и т. п., что предполагает широкое использование в этих произведениях фантастики (см.) и вымысла (например, древнегреческая "Илиада", индийская "Махабхарата", карело-финская "Калевала", немецкая "Песнь о Нибелунгах", французская "Песнь о Роланде", скандинавская "Эдда" и др.). 2. Роман (или цикл романов), изображающий большой период исторического времени или значительное, судьбоносное событие в жизни нации (война, революция и т. д.). Для Э. характерны: широкий географический охват, отражение жизни и быта всех слоев общества, народность содержания (см.НАРОДНОСТЬ 1). Примерами романов-Э. в зарубежной литературе являются произведения М. Сервантеса, Ф. Рабле, О. Бальзака, в русской литературе XIX - XX вв. - "Война и мир" Л.Н. Толстого, "Тихий Дон" М. А. Шолохова, "Живые и мертвые" К.М. Симонова, "Доктор Живаго" Б.Л. Пастернака, поэмы-Э. - "Кому на Руси жить хорошо" Н.А. Некрасова.
ЭПОС - (от греч. epos - слово, повествование, рассказ) - 1. Один из трех основных родов литературы (см.), в отличие от лирики (см.) и драмы (см.) выдвигающий на первый план объективное изображение действительности, авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д. Особую роль в произведениях эпических жанров играет носитель повествования (автор-повествователь или рассказчик), сообщающий о событиях, их развитии, о персонажах, об их жизни, при этом отделяющий себя от изображаемого. В зависимости от временного охвата событий различают крупные жанры Э. - эпопея (см.), роман (см.), эпическая поэма, или поэма-эпопея (см. ЭПОПЕЯ 2); средние - повесть (см.) и малые - рассказ (см.), новелла (см.), очерк (см.). К эпическому роду относят также некоторые жанры устного народного творчества (см.): сказку (см.), былину (см.), басню (см.). 2. В устном народном творчестве совокупность эпических песен, сказаний (см.), древние фольклорные эпопеи (см. ЭПОПЕЯ 1) разных народов, например: русский былинный Э., мифы и легенды Древней Греции, индийский Э. ("Махабхарата") и др.
ЭССЕ - (от франц. essai - попытка, очерк) - прозаическое произведение небольшого объема, передающее субъективные впечатления и размышления автора по тому или иному поводу и изначально не претендующее на полноту изображения и исчерпывающую трактовку темы. Главная примета Э. как жанра - свободная композиция: последовательность изложения подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связи между частями текста часто носят ассоциативный характер, что проявляется в особом синтаксисе - множестве неполных предложений, вопросительных и восклицательных конструкций и т. п. Кроме того, эссеистический стиль обычно отличается образностью и афористичностью, непринужденной, в духе свободной беседы с читателем, манерой изложения, нередко - использованием разговорной лексики. Встречаются литературно-критические (посвященные осмыслению произведений литературы), философские, историко-биографические, публицистические, научно-популярные и др. Э. Родоначальником Э. как самостоятельного литературного жанра считается М. Монтень, автор книги "Опыты", после появления которой жанр и получил свое название. В этом жанре писали Д. Дидро, Вольтер, Г. Гейне и др. В русской литературе эссеистический стиль нашел отражение в произведениях А.И. Герцена ("С того берега"), Ф.М. Достоевского ("Дневник писателя") и др. Жанр эссе разрабатывали также В. Розанов, И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева, К.Г. Паустовский, И.Э. Эренбург, Лев Гинзбург и многие другие. Примером поэтического Э. является стихотворение В. Набокова "Толстой", демонстрирующее все признаки жанра.
Другие статьи по теме:
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р C Т У Ф Х Ц Ч Ш Ю Я
|