О поэтическом ритме нельзя говорить, не прибегая к схемам. Чтобы прочесть схему надо знать, что любой слог мы обозначаем чёрточкой -, слог на который падает ударение (ударный слог), обозначается чёрточкой со знаком ударения (акцентом): /. Слог, на котором ударения нет (безударный слог), такого знака (акцента) лишён.
Схематически стих из «Медного всадника» «Люблю тебя, Петра творенье…» изображается так:
Люб-лю те-бя, Пет-ра тво-ре-нье
- / - / - / - / -
Нередко ударения требуемые схемой стиха, не соответствуют реальным ударениям слов, составляющих строку:
Невы державное теченье…
В слове державное стих требует двух ударений (державное), на самом же деле ударение только одно – на гласном а. Второе как бы подразумевается по схеме, но в реальности отсутствует. Вместо схемы мы пользуемся вариантом, в котором это подразумеваемое ударение обозначаем не акцентом, а ноликом, поставленным над слогом:
- / - / - о - / -
Не-вы дер-жав-но-е те-че-нье
Повторяющаяся группа из ударного и неударного (или двух неударных) слогов называется стопа.
В приведённой строке четырежды повторяется группа - /. Стопа, содержащая нулевое ударение, называется пиррихий. В нашем примере – стих четырёхстопный, с пиррихием на третьей стопе.
Случается так, что в одном стихе не один пиррихий, а два:
Александрийская игла…
Это четырёхстопный стих с пиррихием в первой и третьей стопах. Пиррихии придают стопам разнообразие: они то ускоряют, то замедляют течение строки.
Теперь напомним названия стихотворных размеров:
- / ямб
/ - хорей
/ - - дактиль
- / - амфибрахий
- - / анапест.
Рифмой называется концевое созвучие двух и более стихов. Рифмы делятся на мужские, когда ударение стоит на последнем слоге (светла – игла), женские – ударения на предпоследнем слоге (творенье – теченье), дактилические – ударение на третьем слоге от конца – (носится – переносица).
В новейшей поэзии широко используются рифмы неточные, приблизительные, которых классическая поэзия не знала: ветер – светел.
Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел.
Рифмами связываются между собой строки (которые называются стихами), иногда образуя строфы – повторяющиеся сочетания строк (стихов). Рифмовать между собой могут: 1) рядом стоящие стихи – такие рифмы называют смежными; 2) стихи через один (чётные между собой, нечётные между собой) – это перекрёстная рифма; 3) первый стих с четвёртым – это рифма охватная или опоясывающая.
Система рифм изображается формулами: одной рифме соответствует буква, причём как правило, женская рифма обозначается прописной буквой, а мужская – строчной.
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Перед нами четверостишие четырёхстопного хорея с опоясывающей рифмой по формуле: AbbA.
Из понятий другого рода в текстах часто встречается образ. Это важный термин. Не понимая его смысла, трудно разобраться в поэзии. Образ – это идея, воспринимаемая не только разумом, но прежде всего чувствами читателя. Например слово старость общее, отвлечённое; заменив его сочетанием осень жизни, поэт обращается к чувствам воспринимающего, - это образ. В поэзии каждый элемент, её составляющий, приобретает свойства образа, - даже звуки слова, даже длина слова, даже ритмические особенности стиха, даже построение фразы образны.
Все опубликованные на сайте материалы защищены Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах". Ничто из опубликованных на сайте материалов, ни в какой форме не может быть использовано без письменного разрешения автора.