Основная цель анкетирования – определить принципы и источники отбора книг для чтения у читателей ЦБС. В анкетировании приняли участие все библиотеки-филиалы ЦБС. В ходе исследования было отработано 208 анкет.
По возрасту преобладающее место занимают читатели от 14 до 20 лет – 48%. Далее следует возраст свыше 50 лет – 17%, от 40 до 50 лет – 15%, от 20 до 30 лет – 13%, от 30 до 40 лет – 7%.
По роду занятий большинство респондентов – учащиеся средних школ (24%), средних специальных учебных заведений (15%) и ВУЗов (18%). Далее следуют служащие (23%), пенсионеры и временно не работающие (13%), и рабочие (6%).
На вопрос, «по какому принципу отбираете книги для чтения?» 60% анкетируемых руководствуются собственными планами и интересами, 32% стремятся следить за новинками, 33% берут во внимание рекомендации библиотекаря, 19% следуют советам друзей и знакомых, 14% - обращают внимание на модных авторов и произведения, и 13% - согласно рецензиям на книги в газетах и журналах.
С удовольствием читают развлекательную литературу 85% читателей, причем 74% делают это постоянно и 11% - иногда, в свободное время и по настроению. Считают чтение развлекательной литературы напрасной тратой времени – 13%.
О серьёзном подходе к чтению говорят ответы на третий вопрос анкеты «Когда читаете книгу, то главным образом обращаете внимание на…». Здесь основное внимание читатели обращают на качество изложения и стиль произведения (56%), многие (47%) ставят во главу угла основную идею книги, и 39% ищут в книге логику и аргументацию авторской позиции. В связи с этим 78% респондентов стараются взять на заметку и постараться найти объяснения всем неясным местам в книге. И только 15% читателей не задумываясь, пропускают неясные места.
Читатели активно делятся впечатлениями о прочитанной книге в первую очередь с друзьями (67%), обсуждают содержание прочитанных книг с родственниками (49%) и с коллегами по работе (учебе) – 29%. При этом активно пропагандируют заинтересовавшую их книгу среди знакомых 40% читателей, при случае – 50%, и 10% - не занимаются никакой рекомендацией прочитанной им интересной книги.
Литературные радиопередачи, в которых идёт информация о книгах не слушают 52% респондентов (в связи с недостатком времени или по причине отсутствия радиоточек). Остальные распределили своё внимание между рядом радиопередач: «Литературный сериал» - 10%, «Новая библиотека» - 10%, «Книговорот» - 7%, «Шедевры радиотеатра» - 7%, «Открытая книга» - 6%.
Из результатов данного анкетирования установлено, что читатели используют широкий круг информационных источников для отбора книг для чтения. Чтение развлекательной литературы они считают вовсе не пустым времяпровождением, находя и в этих изданиях познавательные моменты. У читающего человека в процессе чтения возникает потребность разобраться в неясных местах, оценить стилистику и качество изложения, подвергнуть анализу основные идеи книги, аргументы автора в раскрытии этой идеи и, конечно, поделиться впечатлениями о прочитанной книге. Такая активная позиция в чтении оправдывает известный постулат: «Человек читающий – человек думающий».
Все опубликованные на сайте материалы защищены Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах". Ничто из опубликованных на сайте материалов, ни в какой форме не может быть использовано без письменного разрешения автора.