До середины XIX ст. зажиточные киевляне изготовляли мороженое дома. Брали 0,75 л сливок, 370 г сахара, 8 яичных белков, палочку ванили и немного соли. Наливали все в жестяной высокий сосуд. С помощью ручки его можно было вращать... Сосуд ставили в цилиндр с двойными стенками, между которыми засыпали колотый лед. Крутили сосуд в обе стороны, чтобы смесь замораживалась и одновременно сбивалась. Продолжалось это с час, а то и больше. Специальные продавцы, которые предлагали холодные сладости прямо на улице, появились гораздо позже.
100 лет тому назад в Киеве замороженные лакомства можно было купить на Думской площади — теперешней площади Независимости. Начиная с Пасхи, мороженщики располагались на площади полукругом и торгов али где-то с часу дня до вечера.
Одни торговцы носили свой товар в небольшой кадке прямо на голове, выкрикивая: ”Сахарно-морожено!” Для них площадь служила больше местом отдыха после долгих хождений по крутым киевским улицам. Но если торговля возле Думы шла хорошо, лавочники задерживались здесь доль ше. Торговец ”доставал маленькие стаканчики (с мороженым), покупатель на месте с помощью деревянной лопаточки съедал порцию и возвращал посуду, — вспоминает киевский старожил Григорий Григорьев. — Мыть ее негде было: стаканчик, ”до блеска” вытертый грязной тряпкой, опять шел в употребление”. Порция стоила 1 копейку.
Более солидные торговцы развозили товар на тележке. Соответственно, имели больший ассортимент. Ящики на колесах были оборудованы откидной крышкой. Внутри — четыре отверстия для цилиндрических сосудов с мороженым, обложенных льдом. В каждом хранили определенный сорт сладостей. Наибольшим спросом пользовались сливочное, крем-брюле, клубничное и фи сташково е. Ложка, которой мороженщик набирал порцию, имела два конца — с одного была поменьше, с другого — больше. Покупатель, по свидетельству того же мемуариста, ”получал порцию в виде двух шариков на кусочке картона и деревянную палочку”. За два малых шарика платили 3 коп., а за два больших — 5 коп. Съев мороженое, покупатель обычно бросал картон и лопатку на тротуар. Поэтому этот, более гигиеничный способ потребления холодных лакомств, имел и негативную сторону.
С тележек покупали по большей части взрослые, гимназисты и малышня, что выпросили у матерей медячок, бежали преимущественно к носителям на голове. В многочисленных киевских кондитерских ассортимент мороженого был большим. Там предлагали также пломбир с растертыми фруктами — малиной, персиком, абрикосом, ананасом, лимоном, вишней; мороженое с мараски ном (вид ликера), орехами или шоколадом. Подавали лакомства из флердоранжа — воды из апельсиновых цветов, крем-ройяль — флердоранж с клубничным. Тутти-фрутти — лимонное плюс вода апельсиновых цветов, рюмка мараски ну и вишни, персик, ананас, малина и два бергамота. Пуншевое мороженое — лимонное плюс по полстакана мараски ну и рома или шампанского и полбутылки арака. Были и маренго с мороженым, холодный кофе с мороженым. В целом с полсотни сортов.
Позволить себе зайти в кондитерскую на мороженое могли лишь клиенты с тугими кошельками. Однажды в популярную в Киеве кондитерскую швейцарца Семадени напротив городской Думы попал гимназист из не богатой семьи Костя Паустовский, который впоследствии стал известным писателем. Его пригласил знакомый гардемарин. Паустовский на всю жизнь запомнил, чем он там лакомился: приятель ” заказал две порции фисташкового мороженого и два стакана воды. Нам подали мороженое на маленький трехногий столик из мрамора”. Пломбир с фисташками — одно из самых сильных детских впечатлений писателя.
В канун Первой мировой в Российской империи ежегодно производили 8 тыс. т мороженого.
|