Новая книга Татьяны Москвиной представляет сборник ее публицистический статей на самые разные темы российской жизни 1999 — 2007 гг. Эти статьи знакомы только жителям Санкт-Петербурга, поскольку публиковались в местной газете "Пульс".
Теперь эти "летучие заметки" сложились в своеобразную летопись и представлены вниманию широкого круга читателей. Читать Москвину всегда интересно.
Ее недавний роман "Она что-то знала" — неожиданный творческий эксперимент со стилем и жанрами художественной прозы. Неожиданный — для тех, кто знает Москвину как талантливого и интересного театрального и кино-критика, автора многочисленных эссе и статей о современной культуре.
Сборники статей Татьяны Москвиной "Похвала плохому шоколаду", "Люблю и ненавижу" прочитываются на одном дыхании. С Москвиной можно соглашаться и спорить, но с ней никогда не скучно, о чем бы не шла речь. Она бывает субъективной, несправедливой, но едва ли кто упрекнет ее в отсутствии вкуса.
"Энциклопедия русской жизни" — это взгляд "со стороны", хотя бы потому, что это взгляд из Санкт-Петербурга на те бури и циклоны российской жизни, которые зарождаются, как правило, в Москве.
"Я не принадлежу ни к какой партии, — заявляет Москвина, — не участвую ни в каких ангажированных сообществах, моя позиция — это всего лишь моя позиция, позиция человека, постоянно живущего в России и живущего своим трудом, укорененного в этой жизни всеми лапами, реагирующего с характерной для русского человека звериной чуткостью на все перипетии "русской погоды"…"
Это, пожалуй, отличительная черта Москвиной — нежелание участия в "ангажированных сообществах".
Если в предыдущих сборниках "Похвала плохому шоколаду" и "Люблю и ненавижу" Москвина говорила, не стесняясь в выражениях, что творится в важнейших искусствах, теперь достанется общественной и культурной жизни России на протяжении последних восьми лет.
Любопытно, что пророческая ирония Москвиной по прошествии некоторого времени оборачивается суровой правдой жизни.
При этом заметим, что Путина и власть Москвина не особо ругает (потому, что ей так же противны те, кто с пеной у рта ругают), к судьбе олигархов и НТВ равнодушна, пафос либералов для нее несносен, как и тупость правящей бюрократии. Современному культурному человеку, в общем, без иронического отношения к происходящему не прожить.
Вот, к примеру, в январе 2002-го о Березовском, "нашем новом Герцене": "Боюсь, мы толкаем Бориса Абрамовича на путь террора — не ровен час, из него получится новый Усама бин Ладен. В самом деле, может, вернуть его, простить, поручить что-нибудь гиблое — вроде путей сообщения или сельского хозяйства? Послом в Китай? Руководителем телерадиокомпании "Петербург"? Ответственным за проведение жилищно-коммунальной реформы? Надо подумать и приспособить Бориса Абрамовича к интересам народа…"
И в следующем эссе Москвина по-домашнему так добавляет: "Но вообще-то мне судьба Бориса Абрамовича совершенно безразлична — а вот тому обстоятельству, что из светской Москвы исчезла его противная жена, я искренне рада…"
Кстати, это одна из лучших статей сборника. Называется "Гоп-стоп Нон-стоп" — "…на российском телевидении продолжается бесконечный "день сурка". Без Березовского…"
|