Проект Пермского музея, выполненный бюро Бориса Бернаскони
25 марта завершился один из самых загадочных архитектурных конкурсов в России: выбраны авторы лучших проектов нового Пермского художественного музея. Их оказалось двое, и поэтому соревнование можно считать продолжающимся, поскольку, понятное дело, музей построят только один. По первоначальному замыслу, он должен украсить собой берег Камы уже в 2010 году.
У Пермского края до недавнего времени был энергичный министр культуры и молодежной политики Олег Ощепков, который при поддержке губернатора края Олега Чиркунова сформулировал амбициозный проект: построить в Перми новый культурный центр - градообразующий ультрасовременный музей, камский вариант музея Гуггенхайма в испанском Бильбао. Идею пермяков поддержал московский Центр современной архитектуры, и конкурсу был дан старт.
Концепция музея предусматривала не только создание выставочных площадей, но и обретение городом совершенно нового культурного пространства. В новом комплексе должны разместиться не только постоянные экспозиции и хранилище, но и библиотека, лекционный зал, детский музей, центр современного искусства. "Коллекция должна быть представлена не как навеки застывшая данность, но с возможностью внесения в нее и других предметов, хранящихся в запасниках, то есть выставочные залы будут функционировать как сценические площадки для тематически организованных экспозиций", - говорилось в проекте, разработанном австрийским искусствоведом Дитером Богнером.
Первый тур конкурса завершился в июле 2007 года. Отбором проектов занимался Петер Цумптор, именитый швейцарский зодчий. Когда итоги были обнародованы, выяснилось, что в финале будут участвовать проекты таких маститых западных зодчих, как Заха Хадид и Эрик Оуэн Мосс, Ханс Холляйн и Ларс Спойбрук. Россию в списке 25 участников, допущенных ко второму туру, представляли хорошо известные у нас люди и компании: Александр Бродский, Тотан Кузембаев, Владимир Плоткин, бюро "А-Б".
Конечно, всерьез никто не рассчитывал на победу, скажем, Захи Хадид: она занята сверх всякой меры огромным количеством проектов на Ближнем Востоке, и российский музей для ее бюро - только место, где нужно отметиться, но не стоит концентрироваться. У Эрика Оуэна Мосса однажды уже не сложились отношения с русскими заказчиками: его проект новой сцены Мариинки отвергли с негодованием. Кстати, для многих западных зодчих печальный опыт Доминика Перро, архитектора, победившего в конкурсе на второе здание Мариинского театра, должен был послужить предупреждением: в России все гораздо сложнее и куда менее предсказуемо, чем кажется на первый, второй и третий взгляд.
Как бы то ни было, итог конкурса на проект Пермского музея оказался не меньшим сюрпризом, чем его шорт-лист. Одним из победителей оказалось бюро молодого москвича Бориса Бернаскони, известного своими концептуальными проектами. Вторым лауреатом стал известный в Европе Валерио Олджиати, швейцарец. В числе его самых известных реализованных проектов обычно упоминают два крайне лаконичных здания: начальная школа в Паспельсе и музей "Желтый дом" ("Das Gelbe Haus") в Флимсе (кантон Граубюнден).
Бернаскони и Олджиати поделят первую и вторую премии (каждый получит по 85 тысяч), а бюро Захи Хадид награждено утешительным третьим призом в 50 тысяч.
Проект Бернаскони глава жюри Цумптор назвал "спокойным", и это так. Пермский музей в исполнении московского зодчего выполнен в стилистике, которой охотно пользуются, например, скандинавы: никаких башен и шпилей, простая геометрия, большие светлые плоскости. Здание тактично не возвышается над соседними постройками.
Работа Олджиати охарактеризована как "европейский взгляд на русский экспрессионизм". Судя по фотографии макета, это - смесь средневековой башни с коробкой из-под торта, люстрой или пагодой. В качестве привлекательной архитектурной доминанты это сооружение представить трудно, но можно.
Окончательное решение, какой именно из проектов будет осуществлен в Перми, будут принимать многочисленные инстанции, но организаторы конкурса и краевые власти обещают справиться с мнением горожан.
|