Поздно вечером 21 марта 2008 года определился лучший российский фильм 2007 года по версии Академии кинематографических наук "Ника". Им оказался "Монгол", большой, дорогой и весьма интернациональный проект Сергея Бодрова-старшего: картина сделана при участии РФ, США, Казахстана и Германии; в работе над лентой принимали участие американский монтажер, нидерландский оператор, главную роль в ней сыграл японец, а львиную долю второстепенных - китайцы.
"Монгол" номинировался на "Нику" в шести категориях и собрал призы во всех из них, в том числе самый престижный - за лучшую режиссуру. Аналогичный подвиг удался год назад Павлу Лунгину, чей "Остров" тоже стал безусловным фаворитом "Ники".
Уязвимый для критики, неровный сценарий "Монгола" искупается невероятной картинкой, за которую отвечали сразу два оператора - Сергей Трофимов и Рохиер Стофферс. Выбор художником-постановщиком феноменального бурятского скульптора Даши Намдакова тоже оправдал себя, а уж красоте монгольских степей вообще мало что в мире может составить конкуренцию.
Для Сергея Бодрова, надо полагать, день награждения выдался странным и тяжелым: за несколько часов до начала торжественной церемонии стало известно, что на месте схода ледника Колка в Кармадонском ущелье, где в 2002 году погиб сын режиссера Сергей Бодров-младший, обнаружены человеческие останки. К вечеру МЧС Осетии заявило о том, что находка не связана с пропавшей съемочной группой Сергея. Тем не менее, его имя конечно же прозвучало: Бодров-старший напомнил собравшимся, что в 2003 году получал за сына "Нику" (за лучшую мужскую роль второго плана в фильме "Война").
Второй фаворит "Ники" ограничился более скромным количеством наград: номинированная на семь премий картина "Простые вещи" получила три статуэтки. Сценарную премию забрал Алексей Попогребский (он же - режиссер картины), Леонид Броневой стал обладателем приза за лучшую мужскую роль второго плана, а Сергей Пускепалис, уступивший премию за лучшую мужскую роль Сергею Гармашу, должен быть утешен титулом "Открытие года".
Фильм "12" Никиты Михалкова, по понятным причинам абсолютный чемпион премии "Золотой орел", все же получил две из двух возможных "Ник": одна, как было сказано выше, досталась Сергею Гармашу, а вторая - композитору Эдуарду Артемьеву, номинированному в категории "Лучшая музыка к фильму".
Единственная награда, перепавшая "Русалке" Анны Меликян, вручена Маше Шалаевой, исполнительнице главной роли в этой картине. Этот выбор жюри "Ники" кажется наименее очевидным: у молодой Шалаевой были сверхсильные конкурентки - Ксения Кутепова ("Путешествие с домашними животными" Веры Сторожевой) и Евгения Добровольская ("Артистка" Станислава Говорухина).
Ни единой награды не получила лента "Изгнание" Андрея Звягинцева, номинированная в пяти категориях. Этой картине, обласканной весной 2007 года в Каннах, не досталось вообще ни одной премии российских киноакадемий в этом сезоне. Такая же судьба постигла "Груз 200" Алексея Балабанова: фильм был представлен в четырех категориях, но не взял ни одной награды. Впрочем, его с самого "Кинотавра" преследуют скандалы и неудачи. Но картинам Балабанова это никогда не во вред: каждая из них все равно остается вехой в истории нашего кино.
Сосуществование в российской киноиндустрии двух академий имеет один плюс: больше фильмов получают награды. Однако в результате ценность премий девальвирована. Решить эту проблему пока никому не представляется возможным: слишком давно стороны конфликтуют, слишком много амбиций задействовано. Итоги нынешнего премиального сезона вообще ставят под сомнение возможность кооперации двух партий: представить себе коллегиальное решение людей, одна половина которых назвала лучшим фильмом года патриотическую картину "12", а вторая - интернационального "Монгола", решительно невозможно.
|