Кадр из фильма "10000 лет до нашей эры"
Сегодня, 13 марта, в российских кинотеатрах начинается прокат новой ленты режиссера Роланда Эммериха - "10000 лет до нашей эры". Режиссер, который специализируется на крупномасштабных фильмах-катастрофах, себе не изменил, но, к сожалению, его новая картина со стомиллионным бюджетом вызвает лишь зевок.
Роналд Эммерих - удивительный режиссер. Он с завидным постоянством умудряется делать слащавые патриотические (слащавые фантастические, слащавые фантастическо-патриотические - нужное подчеркнуть) полотна, находить под свои фантазии гигантские бюджеты, окупать их, и затевать еще более масштабные постановки. Вот и "10000 лет" в первый же уикенд мирового проката собрали 61 миллион долларов, что практически стопроцентно гарантирует окупаемость проекта.
Впрочем, зрелищности фильмам этого режиссера обычно не занимать, за что его и любят. Он делает свои постановки ("Послезавтра", "Годзилла", "День независимости") настоящей пищей для глаз. Мозги же можно преспокойно оставить дома, они вам на фильмах Эммериха только помешают.
Сюжет фильма предельно прост. Жило-было доисторическое племя, охотилось на мамонтов. Жил-был главный герой, отец которого во благо племени ушел на поиски семян и корешков и где-то помер. Жила-была голубоглазая девушка, которая уже в доисторический период пользовалась тушью и услугами стилиста. Герой любил девушку и, когда ее похитили, отправился спасать красотку, попавшую в лапы темнокожего "демона". Топать главный герой умеет, стимул есть к тому же, ибо прошагать за 30 минут экранного времени три климатических зоны - не каждому дано.
Герой у Эммериха вышел какой-то негероичный. К концу картины он, конечно же, заматереет и в знак того, что пубертатный период закончился, заберет у брутального наставника копье сгинувшего папаши, но при этом будет продолжать рефлексировать. Рефлексия, впрочем, не помешает собрать ему племя "наших" и пойти войной на "не наших", которые еще и технический прогресс насаждают, пирамиды строят, основы религии закладывают. "К черту прогресс", - говорит главный герой-варвар и крушит все и вся, чтобы вернуть голубоглазую девушку в свою землянку.
Предельно упростив идеологию фильма, разжевав и положив зрителям в рот, Эммерих приводит ленту к логичному концу - нет ничего, что не мог бы разрушить мужественный варвар, особенно если у него есть суперкопье-раскладушка (ну и прочие технические средства, боеголовки например). Кстати, параллелей в этой картине каждый уважающий себя конспиролог может найти сколько угодно.
"10000 лет до нашей эры" - крупномасштабный плагиат целых кусков из других фильмов. Эммерих, не стесняясь, тащит все, что плохо лежит, лишь косметически полируя "заимствованное". Внимательный зритель увидит здесь "Парк Юрского периода 2", "Трою", "Апокалипсис" (лента Эммериха по сравнению с фильмом Гибсона выглядит как адаптированная версия "Войны и мира") и многие другие картины. И только пафос и идиотские диалоги, которыми забиты чересчур длинные отрывки между батальными сценами, - заслуга режиссера, потому что скопированы из его же фильмов "Патриот" и "Звездные врата". Из последнего же заимствована и вся египетская эстетика, включая завернутого в шелка фараона-бога, холеные ручки которого снабжены 20-сантиметровыми золотыми когтями в знак того, что шалопай работать не привык. Кстати, этот персонаж в картине - абсолютно не к месту.
Отдельно стоит упомянуть слепого дядьку, которого рабы фараона вытаскивают из подвала, а потом туда же и прячут. Интересно - забрали ли они его с собой, или оставили помирать это чудо в перьях в темноте затхлого подполья?
По-настоящему замечательны в этом фильме, пожалуй, только животные. Хороши саблезубые тигры, способные к социализации, прекрасны плотоядные цыплята, которые носятся по бамбуковому лесу, а подмигивающий главному герою мамонт с плохо прорисованной шкурой, тот и вовсе очаровашка.
Хуже всего то, что картина до дрожи в коленках серьезна, что пафоса ей только прибавляет. За весь фильм главный герой, занятый распутыванием сложного клубка комплексов в своей черепной коробке, сподобится выдавить из себя лишь одну шутку. Да и то - тупую.
|